Николай Иванов, заведующий сектором "Энергетические рынки" Института энергетики и финансов рассказал Pravda.Ru, на какие жертвы идет Европа, чтобы снизить зависимость от российского газа.
— Глава Евросовета Херман Ван Ромпей по итогам саммита глав ЕС в Брюсселе объявил о намерении Евросоюза сократить закупки российских энергоресурсов за счет импорта сланцевого газа из США и увеличения доли возобновляемой и ядерной энергетики. "Дозрели" ли США до сланцевой революции? Правильно ли ЕС делать ставку на уголь, потребление которого наращивает Европа в надежде, что он станет "чистым" видом топлива?
— Что значит дозрели? Эта сланцевая революция уже давно дозрела и перезрела, она уже давно идет. Уже в 2010 году из-за роста добычи сланцевого газа в США уже в 2010 году они отказались от импорта больших объемов сжиженного природного газа, в основном, из Катара. Там были новые проекты, рассчитанные на поставки в США, и эти поставки вынуждены были направляться в ту же самую Европу.
Тогда сланцевый газ стал напрямую конкурировать с российским газом, тогда он сбил цены в Европе, и это уже было в 2010 году. Уже давно и "Газпром", и Россия ощущают влияние этой сланцевой революции на себе напрямую. А дальше цепочка была такая: когда Европа получила этот дешевый газ, газ стал конкурировать с российским газом. После этого в Америке дошла очередь до угля, потому что там большое потребление угля.
Местный газ стал конкурировать с местным же углем, и этот уголь тоже пошел в Европу, и уже дешевый американский уголь стал в Европе конкурировать с тем же самым российским газом, это следующий этап.
Третий этап наступил, когда Европа поняла, зачем нам покупать американский уголь, если у нас много своего, и тогда свой очень низкокачественный уголь они стали наращивать его добычу, и использовать его в энергетических целях, и он опять же стал конкурировать с российским газом.
Парадоксальная ситуация сложилась в Европе — они в климатических целях стараются хотя бы декларативно уменьшать выброс парниковых газов. Они ставили задачу 20-20-20 — к 2020 году на 20% сократить выбросы углекислого газа, на 20% улучшить энергоэффективность, и до 20% нарастить получение энергии с помощью возобновляемых источников энергии.
ЕС отказался от всех экологических программ, чтобы снизить топливную зависимость от России. И в этой ситуации жертвой этой политики стал российский газ. Получается, что они стали наращивать потребление угля, в том числе, собственного бурого угля, который дает большие выбросы парникового газа.
С другой стороны, их экономика и политика сильно ориентированы на развитие возобновляемых источников энергии, и поэтому они субсидируют обновляемые источники энергии — солнечные и ветровые. В то же время они развивают "грязные" угольные ТЭС, а также запускают заново закрытые угольные станции, а новые хорошие, "чистые" газовые электростанции закрывают, пока что замораживают.
Европа развивается в разных направлениях одновременно, а жертвой оказывается российский газ, поэтому все это, в общем-то, такие этапы, которые пошли с той самой американской сланцевой революции, которая дала дешевые энергоресурсы на рынок, на собственный внутренний рынок, это уже считайте мировой рынок, это уже прямое влияние.
Дальше они уже согласовали несколько проектов, для этого требуется правительственное решение на экспорт собственного сжиженного природного газа, и этот сжиженный природный газ будет экспортировать уже в ближайшие годы. Куда? Скорее всего в Азию, а не в Европу, потому что в Азии цены выше, а эти цены пока что не выравниваются. Нет пока глобального газового рынка, поэтому надо каждый раз смотреть о каком рынке идет речь: о европейском, азиатском или американском.
В Америке продолжаются споры о том, в каких объемах этот газ может пойти на экспорт, и правительство, согласовывает все поданные заявки. Только оно делает это очень медленно — там подано больше 20, а согласовано пока что 5-6 на самом деле, но там один проект заявлен дважды, с увеличением объемов. Дальше уже будет конкуренция между американскими компаниями, за возможность экспортировать этот газ в Азию или Европу. Встает и проблема его внутреннего потребления: когда много дешевого газа появилось на рынке США, аппетиты выросли, сразу же стала развиваться нефтехимия, газохимия, производство всяких пластмасс, производство удобрений из газа, с использованием газа.
Не так давно Обама выступал с посланием к конгрессу и цитировал заключение консалтинговой компании, которая посчитала, что до 2025 года инвестиции в нефтегазохимию США составят больше 100 миллиардов долларов. Такие огромные деньги будут тратиться на внутреннее потребление газа. Есть и еще один вопрос: что будут делать производители, что им будет выгоднее, отправлять этот газ на экспорт, в Европу, Азию или еще куда-то, в Латинскую Америку, или использовать на внутреннем рынке?
Дело в том, что в 2012 году цена на газ упала до уровня менее 2 долларов за 1000 кубических футов. Это очень низкая цена, сейчас она в районе 4, или даже зимой очень резко подскакивала, этой зимой, потому что там была холодная зима. Никто не знает, какие будут цены на газ в ближайшее время. D Америке, соответственно, от этого будут зависеть объемы экспорта, или использования внутренних ресурсов. Но то, что американская сланцевая революция состоялась, это мы уже наблюдаем.