Сможет ли Россия выдержать возможную экономическую блокаду Запада, Pravda. Ru спросила у председателя Союза потребителей России Петра Щелищ.
— Некоторые исследователи потребительских рынков утверждают, что число россиян, которые избегают покупать импортные товары, растет. Так ли это? Почему это происходит?
— Я не вижу такой тенденции, и не думаю, что потребитель стал охотнее приобретать отечественную продукцию.
Что касается самой нашей продукции, то сейчас это понятие становится все более размытым. Мы с вами видим, что ведущие автомобильные бренды производят в нашей стране свою продукцию, здесь же ее продают, отчасти даже еще и экспортируют отсюда. Чья это продукция? Какая доля стоимости появилась в России? Мы с вами ответа на этот вопрос не знаем, но ясно, что очень большая доля автомобилей только собирается здесь. Почти все комплектующие завозятся по условиям контрактов с крупнейшими автопроизводителями.
Когда они только входили в Россию, была указана беспошлинная поставка комплектующих на три года. Потом приходилось все время продлевать этот контракт, поскольку не удавалось заместить нашей продукцией. Вот чем должно заниматься правительство: разбираться, анализировать, и принимать какие-то специальные меры для того, чтобы заменить эти комплектующие на нашу продукцию, но ничего не происходит, или происходит в слишком малых масштабах.
— Увеличивается число российских компаний, работающих под западными брендами -- не пострадают ли они?
— Если я вас правильно понял, вы спрашивали, что все больше наших производителей "косят" под импорт. Это правда. Они знают, что если они будут выпускать продукцию под товарным знаком, который напоминает какой-то популярный бренд, то продукция будет лучше продаваться. Причем она будет лучше продаваться оптовым покупателям, крупным торговым компаниям, потому что все знают, что легче продавать уже в розницу потребителям то, что напоминает им какие-то известные бренды.
— Способен ли сегодня российский рынок удовлетворить жителей страны?
— Нет, не в состоянии. Вы знаете, я вспоминаю, когда был дефолт в 1998 году, после этого проводились парламентские слушания по факторам роста цен, и я помню, что руководитель управления (тогда было в администрации города Москвы управление по ценам) нам приводил разные примеры.
Например, колбаса популярной марки, "Останкинская", которую все воспринимают как свою родную, отечественную. На самом деле там 5% отечественного в ее стоимости, ее цене, а все остальное — это импорт, импортное мясо, импортные всякие добавки. Нашим был только, насколько я помню, шпагат, которым ее перевязывали, и еще по мелочи. Ну и труд наш, но труд там составляет небольшую долю, а все остальное, и даже бечевка была импортная. Мы плохо себе представляем, в какой мере мы сегодня зависим от мировой экономики.