Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян рассказала в комментарии Pravda.Ru о том, какие изменения в экономических связях России, Украины и стран Таможенного союза повлечет украинский кризис и возможные санкции со стороны Евросоюза.
— Как отразилась на Таможенном союзе и его участниках ситуация на Украине? Можно ли говорить, что Украину в ТС мы не увидим?
В данной ситуации, несмотря на все заявления, политические амбиции и все, что происходит на Украине, имею в виду нестабильную политическую ситуацию, экономические связи пока еще сохраняются и действуют в прежнем размере.
Говорить о том, что Украина абсолютно потеряна для ТС я бы не стала по нескольким причинам. Первая причина — это тот факт, что политическая нестабильность на сегодняшний день, несмотря на все попытки активного ускоренного вхождения в ЕС, никоим образом не может изменить экономические связи и взаимозависимости Украины от стран ТС, в частности от России, и, соответственно, России от Украины.
Но более всего в этих процессах заинтересован ЕС. Поэтому одномоментного разрыва связей мы не можем ожидать, по крайней мере, до тех пор, пока не будет полностью подписан договор об ассоциации Украины с ЕС. На этой неделе идет речь о подписании политической части, поэтому пока есть шансы на сохранение экономических связей, несмотря на политическую ситуацию. Хотя, конечно же, при продолжении данного курса больше шансов на то, что эти связи будут разорваны, чем на то, что они будут сохранены. Но однозначно вердикты я бы пока поостереглась выносить. Это первое.
Второе. В случае, если связи будут разрушены, и абсолютно прервано экономическое взаимодействие с Украиной, то для России как наиболее активной в торговых и экономических отношениях страны, связанной с украинской экономикой, будет достаточно много проблемных ситуаций. Это ситуации, связанные с транзитом газа — наиболее болевая точка, но она обоюдоостро болезненна и для России, и для Украины, и для стран ЕС. Поэтому скорей всего, будет поиск компромиссного решения, естественно, он не оставит ситуацию на нынешнем уровне. Очевидно, это чревато для "Газпрома" определенными потерями в финансовом смысле, хотя возможна компенсация этих потерь в других проектах, в других отраслях или в тех же рамках, но при пересмотре позиций совместно с ЕС. Тогда придется оговаривать Третий энергетический пакет, и без ЕС не обойтись никак.
Читайте также: Мнение: Наложить санкции без ущерба для себя Западу будет сложно
Следующий момент — это связи военно-промышленного комплекса России и Украины. На сегодняшний день большинство украинских производственных предприятий выпускают части двигателей для российских заводов. Есть достаточно тесные связи в области строительства, и здесь тоже будут потери, связанные с тем, что российские предприятия вынуждены будут приостановить свою работу.
Однако для РФ все эти потери чреваты краткосрочным характером, ибо есть возможность найти замену украинским поставщикам. Поэтому надо говорить о краткосрочных эффектах финансово-экономических потерь, которые будут достаточно ощутимы. Но для Украины российское присутствие составляет более трети экспортного-импортного потенциала, для России эта цифра чуть меньше, тем не менее, она имеет значение с геоэкономической и геополитической точек зрения.
Читайте другие материалы по теме: Крым и Россия: Мы вместе!
Что касается Казахстана и Белоруссии, то здесь большая вероятность сохранения экономических связей с Украиной, так как эти контракты не включены в зону действия ТС, они носят двусторонний характер. Казахстан минимально связан с украинскими производителями и поставщиками. У Белоруссии больше экономических связей, но я не думаю, что будут прерваны, скорее, будут переноситься на двустороннее поле и поиск компромиссов именно там.
— Могут ли компенсировать неучастие Украины другие страны? Известно, что в объединение уже вступает Армения и Киргизия…
Экономическая специализация всех стран была достаточно специфична в советский период, и мы прекрасно знаем, что Украина специализировалась на промышленном производстве, поэтому компенсировать потерю украинских мощностей в рамках СНГ, евразийской интеграции Армения и Киргизия не смогут. Конечно же, можно компенсировать эти потери за счет внутреннего российского потенциала. Это потребует времени и дополнительных финансовых вложения для восстановления, иногда для введения в строй новых предприятий по данным видам деятельности, но это не критично для российской экономики.
— О своем желании вступить в Таможенный союз заявляли Сирия, Вьетнам, Израиль, Индия и даже Турция.
Преждевременно говорить о полноценном участии Сирии, Израиля, Турции в Таможенной зоне и, уж тем более, в Едином экономическом пространстве. Все заявления данных стран пока носят характер пожеланий. Большей частью эти заявления касаются не тесной экономической интеграции на уровне единого рынка, а только зоны свободной торговли. Эти страны преследуют цель получить беспрепятственный доступ на российский рынок, на рынок стран ТС.
Насколько это выгодно экономике стран ТС, как это повлияет на процессы евразийской интеграции — будет рассматриваться в каждом конкретном случае. Слишком разные страны и слишком разноплановые у них интересы. Естественно, что при принятии решения первоочередной должны быть защита экономических интересов стран ТС. Поэтому, исходя из них, будут приниматься решения о вовлечении новых участников в этот проект. Пока еще это на уровне деклараций, поэтому мы не будем воспринимать всерьез и рассчитывать их возможное влияние на экономику.