Завкафедрой "Прикладная политология" Финуниверситета при правительстве РФ Константин Симонов рассказал Pravda.Ru о том, почему минфин не торопиться реализовать идеи Путина по борьбе с оффшорами.
— Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию провозгласил принцип борьбы с оффшорами. Почему правительство до сих пор не исполнило то, что Силуанов 12 декабря 2013 года обещал исполнить как можно быстрей? Кто может лоббировать неисполнение этого озвученного президентом решения?
— Идея деофшоризации была озвучена даже не в последнем Послании, а фактически полтора года назад 12 декабря еще 2012 года. И сразу же после этого был принят ряд циничных решений, например, о приватизации Ванинского морского торгового порта. Сразу после приватизации порт был разделен на три части, и все акции выведены в офшорные компании. Причем сделано это было публично, сделка была согласована в правительстве.
И хотя существует масса исследований на тему влияния офшоров на российский бизнес, но здесь есть очевидные проблемы. Мне кажется, отказ правительства работать в данном направлении говорит о том, что владельцами этих офшоров, через которые они владеют активами на российской территории, было оказано серьезное давление на кабинет министров. Или, может быть, они находятся в узких или каких-то иных отношениях с членами правительства, которые, на мой взгляд, саботируют реализацию этой политики.
Потому что здесь не только ничего не делается, но и ситуация не меняется. Мы понимаем, что это общемировой тренд, борьба с офшорами — это не только наша задумка, но для России этот вопрос носит особо драматичный характер.
Думаю, что при нынешнем составе кабинета ожидать каких-то радикальных подвижек трудно. Само правительство играет в довольно циничные игры. Вместо того, чтобы бороться с существующими офшорами, правительство подменяет эту борьбу другими инициативами. Например, последнее: попытка бороться за прозрачность аффилированных компаний. То есть пытаются заставить все крупные компании отчитываться о деятельности компаний, аффилированных с собой. И это подается якобы как борьба за права миноритариев.
На самом деле это глупость, но подается это как борьба за прозрачность нашей экономики и бизнеса. Вместо того, чтобы заняться реальным делом, этим не занимаются под давлением лоббистов, прикрываются какими-то новыми инициативами. Хотя президент ясно сказал, что надо бороться с офшорами, а не бороться с аффилированными компаниями.
— Сможет ли в результате президент добиться его исполнения от правительства?
— Видимо, к сожалению, все будет идти по стандартному пути: придется президенту лично контролировать этот вопрос. Думаю, что будет жесткий разговор по этой теме с руководством правительства, тем более, сейчас введена практика совещаний понедельничных, и на одном из них, я думаю, вопрос встанет довольно жестко. Потому что эта история саботируется, находится масса отговорок и по конкретным компаниям и в целом, и как были заведены активы на офшорах, так они и остались.
Так что здесь надеяться на то, что правительство проснется, не стоит. Думаю, что придется президенту активно напоминать об этом кабинету министров. Возможно, делать какие-то кадровые выводы в макроэкономическом блоке, которые не справляются со своей работой. Только тогда дело может сдвинуться с мертвой точки.
Читайте также: Депутат: Главное — не навредить тем, кто сегодня работает добросовестноЭксперт: Реальная борьба с офшорами пока невозможнаБизнесмен: Офшоры регистрируют не только из-за более низких налогов за рубежом