Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов в интервью "Правде.Ру" прокомментировал ситуацию в банковском секторе.
Центробанк продолжает отзывать лицензии мелких банков. Проводится при этом профилактическая деятельность, которая может очистить банковский сектор от мошеннических схем, не лишая их лицензии?
— С моей точки зрения, наша банковская система построена таким образом, что банк по определению является мошенником. Наверное, тезис очень парадоксальный, но для специалистов это очевидная вещь. Нынешняя система такова, что во всех банках, включая Сбербанк (у некоторых создается впечатление, что Сбербанк это какая-то сверхнадежная структура — нет, это просто структура, в которой главным акционером является Банк России), Банк России проводит проверки и инспекции.
Центральный банк, как написано в любом учебнике, это кредитор последней инстанции. Значит, кого хочу — казню, кого хочу — милую, кого хочу — благодетельствую стабилизационными кредитами. Так что здесь порочная система.
Нынешняя банковская система не подлежит ремонту. Все аналитики, эксперты, журналисты обсуждают детали косметического ремонта. Представьте себе здание, фундамент которого уже рушится, пошел трещинами, перекосился, а мы все обсуждаем, как нам покрасить стены, перекрыть крышу, а здание просто подлежит демонтажу.
Отзывая лицензии у банков, не ограничивает ли ЦБ наличность внутри страны? Как это повлияет на экономику?
— Не очень вижу, какая тут зависимость, потому что оставшиеся банки продолжают операции по окэшиванию (обналичиванию) безнала и пока эта система существует, с налом у нас все будет в порядке.
Понятно, что у пенсионеров как не было, так и нет достаточного количества наличных денег. В целом, если смотреть макроэкономически, с налом все в порядке, потому что коммерческие банки — это институт, который занимается эмиссией депозитных или безналичных денег. А дальше банки с увлечением, с азартом занимаются окэшиванием безналичных средств. И половина всех отзывов лицензий происходит на основании того, что банки занимались незаконными операциями по обналичиванию денежных средств.
У нас нет четких граней, где операции законны, а где нет. В советской системе безналичный контур и наличный контур денежного обращения были достаточно изолированы друг от друга. Деньги не могли свободно перетекать из безналичного контура в наличный. Сегодня же это происходит запросто.
Если говорить откровенно, ЦБ и Росфинмониторинг уже где-то не просто поощряют, а потворствуют этой деятельности. Обратите внимание: на прошлой неделе операции по окэшиванию составляли, скажем, миллион рублей в банке. На этой неделе, предположим, 10 миллионов, на следующей 100 миллионов. Понятно, что с банками творится что-то ненормальное.
Почему это происходит? Ведь на протяжении полугода может вестись такое окэшивание, и за это время может быть снято несколько миллиардов рублей. И таких примеров за последние годы не счесть.
Потом прибегает эта команда, отбирает лицензию и опять такой спектакль. А ведь окэшивание в таких масштабах — это, как правило, комиссия примерно в семь процентов. Не думаю, что вся эта комиссия достается только данному банку, возможно, что часть денег достается и надзорным органам, поскольку надо быть слепым и глухим, чтобы не видеть этой динамики.
Банк каждый день посылает информацию о некоторых своих операциях, включая операции по обналичке. И куда смотрит банковский надзор? Куда смотрит Росфинмониторинг? С моей точки зрения, чистка банков — это хорошо срежиссированный спектакль.
Банковский сектор это вообще источник повышенной коррупции. Мы обычно обсуждаем коррупцию бытовую: поймали какого-то учителя или некоего врача, распилили деньги, скажем, при подготовке Олимпиады. Да, все это действительно ужасно и неприятно. Но про банковскую коррупцию у нас практически никто ничего не говорит. Так вот, это окэшивание, обналичивание и есть пример такой коррупции в особо крупных масштабах.
Читайте также:
Ситуация в банковском секторе очень тревожная — эксперт
Источник в ЦБ: В феврале лицензию могут потерять еще четыре банка, один не застрахован
Депутат Эдуард Маркин: Вкладчики могут рассчитывать на свои 700 тысяч рублей
Все материалы по теме читайте здесь.
А вы доверяете своему банку?