Крым и Россия вместе уже три года после воссоединения. 16 марта 2014 года на полуострове провели референдум, в котором приняли участие более 80% имеющих право голоса. За воссоединение с Россией проголосовали 96,7% крымчан и 95,6% жителей Севастополя.
Россия не раз говорила, что вопрос Крыма для нашей страны не дискуссионный. Ни на какую отмену санкций обменивать свои территории РФ не собирается и торговать своими землями не планирует, ведь Крым и Севастополь — это неотъемлемая часть России.
Возвращение Крыма в состав России прокомментировал "Правде.Ру" Юрий Кублановский, эссеист, критик, искусствовед, публицист, поэт.
— Крым уже три года как Россия. Число сакральное… Значение этого факта за это время поменялось? Каковы, на ваш взгляд, самые существенные изменения, которые произошли за это время на полуострове и на материке в связи возвращением?
— Я считаю, что это событие просто главное после 90-го года. Ведь в 90-е годы, особенно после бомбежек Югославии странами НАТО, оказалось, что Россия беспомощна настолько, что уже вряд ли сможет очнуться и вернуть то, что ей принадлежит просто по праву, по логике. Просто спасти русских в Крыму, одним словом. И вдруг это чудо произошло. Так что я отношусь к этому как к настоящему чуду, которое свершилось, и трудно переоценить значение этой операции. Она войдет в историю и в анналы навсегда. Лично для меня это просто событие жизни, событие последних 20 лет жизни. Один из самых счастливых дней в моей жизни.
— Какие из наиболее чувствительных проблем удалось решить за эти три года?
— Я председатель Волошинского фестиваля в Коктебеле, поэтому я там бываю раз в году. Но этой весной меня приглашали в Симферополь, в Севастополь, где я читал лекции, выступал со стихами. Так что со многими сумел пообщаться. Конечно, проблем гораздо больше, чем хотелось бы, и они в одночасье не решатся. Потому что эта болезнь загонялась внутрь еще со времен Советского Союза. Уже тогда Крым терпел экологическое бедствие, да и культурное тоже, если учесть, что живописные берега Крыма застраивались богомерзкими санаторными корпусами, которые проектировали бездарные архитекторы. То есть берега Крыма были отданы на откуп коммунистической номенклатуре.
Положение стало совсем дурным, конечно, во времена Украины, у которой не было ни сил, ни ресурсов для того, чтобы восстанавливать крымскую фауну, флору, все жизнеобеспечение. Крым в конце концов оказался на грани полной экологической катастрофы. Что-то начинает сейчас делаться, но на это потребуются, конечно, десятилетия и огромные ресурсы. Естественно, некоторые крымчане разочарованы. Им думалось, что как только они присоединятся к России, то по мановению волшебной палочки все сразу у них появится, все проблемы быстро решатся. Но это были наивные ожидания. Нонесмотря на то что этим ожиданиям было не суждено так быстро сбыться, я не встретил ни одного человека — ни русского, ни татарина — который был бы не рад воссоединению.