В Санкт-Петербурге на совместном заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве РФ в центре внимание оказалось развитие транспортной инфраструктуры.
Как подчеркнул вице-премьер Дмитрий Рогозин, важность развития транспортной составляющей определяется исключительным богатством шельфовой зоны и Арктики в целом. Из 67 действующих морских портов России в Арктической зоне расположены 18, все они объединены в единую транспортную магистраль. Возрастает экономическое значение Северного морского пути.
Однако без серьезной модернизации морской портовой инфраструктуры ставку на повышение конкурентоспособности Севморпути делать не приходится, подчеркнул Дмитрий Рогозин. Приоритет будет отдан инвестиционным проектам, основанным на принципах государственно-частного партнерства.
Особое стратегическое значение приобретают инфраструктурные проекты, реализуемые на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Строящийся в рамках крупнейшего проекта по формированию центра производства сжиженного природного газа "Ямал СПГ" порт Сабетта может сыграть определяющую роль в развитии всей российской Арктики. В прошлом году через Сабетту перевезено более половины всех грузов Севморпути, в перспективе грузооборот должен составить 30 миллионов тонн. Хотя изначально предполагалось, что порт будет задействован только в загрузке продукции завода "Ямал СПГ", использование уникального объекта только в этих целях нецелесообразно, подчеркнул губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.
"Если его соединить с Единой сетью железных дорог России, Сабетта может стать многофункциональным терминалом, открывающим регионам России ворота в Мировой океан — по Северному морскому пути", — подчеркнул глава Ямало-Ненецкого автономного округа.
Правительство региона инициировало проект создания Арктического транспортного коридора, чтобы использовать потенциал уже созданной инфраструктуры. Первым его звеном стал совмещенный мост через реку Надым, который уже запущен в эксплуатацию. Второе звено — линейный железнодорожный участок протяженностью 210 километров, третье звено — мост через Обь в районе Салехарда, четвертое — железная дорога до станции Бованенково, пятое — перспективный участок железной дороги от Бованенково до Сабетты и шестое — сам порт. Пять из шести звеньев либо уже построены, либо уже принято решение о реализации проекта. Исключение — мост через Обь в районе Салехарда. Впервые сооружение попало в федеральную программу в 2008 году, после чего начало строительства неоднократно переносилось. Финансирование строительства моста из федерального бюджета должно было начаться в 2017 году, однако в начале текущего года эти средства были изъяты из федеральной адресной программы.
"Всем очевидно, что без этого звена рассыпается вся цепочка, — подчеркнул глава Ямала. — Необходимо отметить, что часть таких объектов, как мост через реку Надым, регион построил своими силами. Начало строительства моста через Обь станет началом реализации проектов, финансируемых частными инвесторами. А это значит, что Арктическая зона Российской Федерации получит мощный транспортно-инфраструктурный инструмент, способный решать самые разные, самые сложные задачи, в том числе по обеспечению национальной безопасности и повышению обороноспособности нашей страны".
Проект строительства Северного широтного хода полностью поддержан президентом России. На последнем заседании Комиссии по вопросам развития ТЭКа Владимир Путин прямо указал, что в первую очередь необходимо обеспечить стыковку инфраструктурных проектов с участием государства и инвестпрограмм энергетических компаний, а Северный широтный ход — это именно такой проект.
Давление на Россию оказывается в том числе через нарушение экономической логистики — блокируются проекты строительства новых трубопроводов в Европе, создаются препятствия для российских судов в черноморских проливах. В нынешних условиях вопрос развития Северного морского пути как независимого национального маршрута приобретает особую актуальность.
"В своём ежегодном Послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин прямо указал на это. Убеждён, реализация инфраструктурных проектов на Ямале обеспечит динамичное развитие Северного морского пути, а также станет опорой стратегических интересов России в Арктике", — заключил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа.
Сейчас в Санкт-Петербурге проходит V Международный форум "Арктика: настоящее и будущее". Его участниками стали более тысячи делегатов из России и зарубежных стран. Делегацию Ямала возглавил губернатор региона. Представлена единая региональная экспозиция, которая наглядно демонстрирует, как регион реализует государственную политику в Арктике. Участники форума могут ознакомиться с развитием арктической информационно-телекоммуникационной среды и технологий, узнать о современных инновационных технологиях производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки в условиях Арктики, о развитии научной инфраструктуры ЯНАО, о проводимых в автономном округе научных исследованиях и полярных экспедициях. Помимо выставочных элементов и экспонатов, представлена печатная, визуальная и мультимедийная информация о реализации инфраструктурных топливно-энергетических проектов в области освоения ресурсов Арктики и шельфовой зоны и о реализации комплексного плана развития Северного морского пути.