Дума поддержала Путина в отмене постановления Совета Федерации о праве президента использовать Вооруженные Силы РФ на Украине, принятом, чтобы защитить российских граждан в Крыму. Правильно ли сделало руководство страны, не идет ли речь о предательстве Новороссии, как пишут в блогах?
На этот и другие вопросы специально для Pravda.Ru ответил политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
— Думаю, что руководство никогда и не обещало жителям Донецкой и Луганской области, что они войдут в состав России. В этом смысле российское правительство последовательно, речь шла об автономизации, о расширении прав регионов, речь шла о том, что на Украине регионы получат более широкие права в вопросах местного самоуправления, что будут решены проблемы языка, что у людей будет возможность самим решать, кто будет у них губернатором.
В этом смысле Россия добилась поставленных планов. Я думаю, что если бы месяц или два назад кто-нибудь озвучил, все бы аплодировали и приветствовали, в том числе те, кто сейчас говорит о предательстве Новороссии, просто аппетит приходит во время еды, даешь человеку палец, а он пытается оторвать тебе всю руку.
Уже сам факт переговоров, в которых Россия не является воюющей стороной, переговорах, в которых участвуют те, кого еще вчера киевское руководство называло террористами, говорит о многом. То есть Путин добился поставленных задач, и то решение, которое принято, об отзыве постановления, это новая точка отсчета.
Во-первых, это решение стало реакцией на определенные экономические и международные риски, но я бы не говорил о том, что это решение вынужденное и связано только с этими рисками. Оно связано, прежде всего, с тем, что наш президент решил примерить себе тогу миротворца, в этой ситуации он выступает не в роли ястреба, а голубя мира, и очевидно, что здесь есть серьезные имиджевые приобретения и для Путина, и для России.
Россия таким способом демонстрирует уважение к международному праву. В какой-то момент стало нужно сдать немножко назад для, чтобы можно было говорить о возможности переговоров с Украиной и восстановлением нормальных рабочих, партнерских отношений.
В этом смысле выбрано правильное время, и я думаю, те люди, которые сейчас выступают с позиции ястребов, сами бы вряд ли хотели оказаться в окопах, они просто зарабатывают политические очки. А президент должен реализовывать мнения большинства российских граждан на Украине.
— Какая стратегическая цель этого решения? Общественное мнение в Европе? Ведь сразу после этого Путин вылетел в Австрию, где был подписан договор о "Южном потоке"?
— Конечно. На самом деле естественно и получение одобрения и поддержки общественного мнения в Европе имело место быть, то есть, на самом деле эта цель преследовалась, но очевидно, что не в меньшей степени важно то, что думают о происходящем в России и на Украине.
Думаю, понятно, что будут критики на Украине, которые будут говорить, что отозванное постановление можно принять заново, но очевидно, что Путин понимает, где находится точка невозврата, и доводить Россию до точки он не собирается.
Если говорить о международном аспекте этого решения, мне кажется очевидным, что европейское общественное мнение было настроено на мирное урегулирование, а с учетом того, что украинская армия показала, что неспособна решить проблему силовым путем, Путин предлагает выходы.
Как выяснилось, ни одна из сторон победить в этой войне не может, то есть силовая победа была невозможна, кто-то должен быть выступить в роли миротворца. Понятно, что сохранение в составе Украины Донецкой и Луганской областей соответствует интересам России, а получение абсолютно монолитной прозападной Украины в планы не входило. Понятно, что Украина без Луганска и Донецка это совсем другая Украина. Россию вполне устраивает то, что на Украине будет два центра силы.