Первый вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Борзыкин поговорил с Pravda. Ru о перспективах развития туризма в Вологодской области.
- У нас вопрос касается инвестиций в региональный туризм. На строительство туристического проекта "Насон-город" в Вологодской области выделили 160 млн рублей. Насколько вы считаете перспективными подобного рода проекты для регионов, когда туристический кластер создается в три этапа — создание выставки, развитие инфраструктуры в границах древнего города "Насон-город", а также строительство гостиничного комплекса?
Это может как-то принципиально изменить ситуацию в нашей стране, чтобы провинция туристам стала столь же интересна, как и крупные города?
- На самом деле, одна из основных тенденций развития туризма — это регионализация, потому что, конечно, Москва, Санкт-Петербург, вот сейчас юг России, принимают на себя львиную долю туристов, но есть пределы насыщения.
В то же время все больше любителей и организованных туристов отправляются в регионы. Сегодня администрации краевые, региональные, муниципалитеты понимают, что туризм — это своеобразный локомотив для социально-экономического развития, и поддерживают, причем зачастую гораздо эффективнее, чем на федеральном уровне, потому что они ближе к предпринимателям, они субсидируют процентные ставки, платят за кредит.
Читать также: Вологде выделят 160 млн рублей на "Насон-город"
Они вкладывается в инженерную, дорожную инфраструктуры, а уже предприниматели заходят и строят средства размещения, объекты досуга, развлечения, то есть туристическую инфраструктуру, и происходит это зачастую даже более эффективно. Такие регионы выигрывают однозначно.
Но самый лучший подход — это когда складываются потенциалы федерального, регионального и частного финансирования в рамках федеральной целевой программы. Вологодская область входит в Федеральную целевую программу (ФПЦ) "Развитие внутреннего въездного туризма 2011-2018". Насчет конкретно этого проекта не могу точно сказать, входит ли он в ФЦП, но дело не в этом, а в том, что при единой методике, при поддержке государства, конечно, это может сдвинуться в лучшую сторону. Самое главное, что в дальнейшем продвижение продукта в целом происходит совместно с регионом на федеральных и международных площадках.
Вологодская область достаточно хорошо известна — правда, в основном это связано с Дедом Морозом, однако она активнейшим образом старается продвигать свой продукт, то есть расширить этот "невод". Чем он шире, больше, тем больше потребителей туда попадет, уже не только родители с детьми.
Это может быть культурно-познавательный туризм, экологический, рекреационный, спортивный, исторический, — все то, что дает возможность увидеть потенциал края, а он богатейший. Думаю, еще не на один проект может дать возможность развития.
Основной смысл вот в чем: механизм частно-государственного партнерства, когда с помощью региональных, федеральных органов бизнес складывает потенциал, создают продукт, и они его представляют на площадку, может существенно повлиять на ситуацию.
Сегодня эти продукты востребованы — все-таки на внутреннем рынке у нас более 36 миллионов поездок за год, на выездном чуть более 15 миллионов, то есть внутренних все равно в два с лишним раза больше. Общая тенденция увлечения в среднем на 10% в год.
Еще лучше, если будет расписан событийный календарь, то есть определенные мероприятия, делового, культурного назначения, которые можно будет сегодня в единый федеральный календарь вписать (наиболее значимые из них), а значит, представить уже для всей России и для международных наших гостей.
То есть сегодня перечень механизмов продвижения и формирования турпродукта достаточно широк, ну и Вологодская область… Мы встречались с первым замом губернатора, и с другими сотрудниками, они достаточно эффективно и профессионально в этом направлении работают. Конечно, обо всем будет говорить результат, но я думаю, что этот проект, даже сам факт его формирования — это уже хорошо.
Уповать только на традиционные отрасли уже сегодня вряд ли кто-то может, потому что если построить завод, то он только через 25 лет даст окупаемость, а любое средство размещения - все-таки девять, максимум десять лет, с учетом того, что оно постоянно платить налоги, дает возможность работать местному населению, плюс сюда нанизываются допуслуги: экскурсионные, сувенирные, наконец, традиционные, в Вологде можно вспомнить вологодское масло, продукты питания, и прочее, прочее.
Очень хороший пример в этом плане — Алтайский край, он подальше, чем Вологодчина, но мы смотрели на выставке, как губернатор Карлин и его замы сами предлагают весь спектр, и не только туристический, а все, чем богат край.
В этом случае понимаешь, что эти регионы действительно сами заинтересованы, что туризм для них - своеобразная площадка и локомотив, и он вывозит регионы, и развитие страны нашей в целом даже, в международном сообществе. Думаю, что будущее есть у проекта.