Масштабные проекты по модернизации Трассиба и БАМа и строительству скоростной трассы "Москва-Казань" можно сравнить с бумом железнодорожного строительства в Китае за последние 20 лет.
В 1990 году протяженность китайских железных дорог составляла 57,8 тыс. км. Сейчас эта цифра превышает 110 тыс. км, а к 2020 году протяженность железной дороги в Китае составит более 120 000 км, из которых по 50 тыс. км будут курсировать скоростные пассажирские поезда, связав между собой все областные центры и города с населением свыше 500 000 человек.
Россия значительно отставала от Китая все последние годы по развитию железнодорожного сообщения. В 90-е годы новые железные дороги практически не строились, к сети советского времени на сегодня добавилось менее 5 тыс. км железнодорожных путей. В результате на дорогах возникло много "узких мест", которые сдерживают повышение скоростей движения составов и объем перевозок. При сохранении нынешних темпов реконструкции железнодорожной инфраструктуры узкие места к 2015 году составили бы на российских железных дорогах до половины протяженности основных направлений, что неизбежно отразилось бы на темпах развития экономики страны.
Особенно перегружены Транссиб и БАМ, так как резко вырос поток грузов в дальневосточные порты. За последние пять лет объем перевозок в этом направлении увеличился на 55 процентов и составил около 110 млн тонн в год. Это рекордные показатели для Восточного полигона железных дорог за все время существования.
Недавно правительством принято решение о вложении 562 млрд рублей в комплексное развитие восточного направления. Модернизация дорог поможет раскрыть потенциал восточных территорий РФ, позволит обновить промышленную базу дальневосточных регионов страны и ввести в оборот новые месторождения полезных ископаемых.
По трассе БАМа выявлено большое число ценных месторождений: нефти и газа, каменной и калийной солей, железных руд, фосфоритов, угля, меди, золота, ценных цветных металлов (никеля, молибдена, вольфрама, олова), редких элементов, а также каменного и бурого углей.
Модернизация железных дорог позволит обеспечить перевозку дополнительно 55 млн тонн в восточном направлении, сообщил президент "РЖД" Владимир Якунин.
Проектом века на ближайшие годы станет строительство магистрали под высокоскоростное движение на направлении Москва — Казань, о котором объявил 27 мая президент России Владимир Путин. Решающую роль в выборе направления, по словам президента, сыграли экономическая целесообразность, а также геополитический и социальный факторы. Владимир Якунин подтвердил, что стоимость проезда по отечественным скоростным магистралям не будет выше, чем во Франции.
Железные дороги во всем мире переживают период ренессанса, отнимая пассажиров и грузы у авиа- и автоперевозчиков. К примеру, в Испании запуск скоростных поездов между Мадридом и Севильей (500 км) сократил число авиапассажиров на маршруте с 70 до 18 процентов. В США на маршруте Нью-Йорк-Бостон (349 км) железная дорога отобрала у авиации 30 процентов пассажиропотока.
В США, где еще пару десятилетий назад предрекали кончину железнодорожного транспорта, начался рост не только пассажирских, но и грузовых перевозок и, что показательно, их прибыльности. Доход от перевозки грузов крупнейшей железнодорожной компании США UPC, чья сеть путей покрывает две трети территории страны, в 2011 году вырос на 15 процентов, а в 2012 году — на 6 процентов. Акции компании показали рост существенно выше рынка. Вложив 100 долларов в акции компании в 2007 году, инвесторы получили бы к 2012 году 220 долларов, тогда как индекс S&P 500 вырос за эти годы примерно до 110 долларов.
Как неоднократно заявлял глава РЖД Владимир Якунин, страна получит огромный суммарный экономический эффект от реализации новых проектов РЖД. C этим сложно поспорить.