Карен ШАХНАЗАРОВ – о том, может ли наше кино приносить в казну огромные деньги

Министр культуры предложил ввести протекционистские меры для защиты российского кинематографа.

Дело в том, что депутаты всех фракций обратили внимание на недостаточное финансирование культуры. Но министр культуры Владимир Мединский считает, что даже при нынешнем бюджете культура может стать прибыльной отраслью экономики.

Отмечается, что прошлом году кинотеатры посетили 35 миллионов человек: это рекорд для России начиная с 1991 года. Впервые за 30 лет была возобновлена программа кинофикации регионов — в 2016 и 2017 году выделено 3,2 миллиарда рублей на переоборудование и открытие более 600 новых кинозалов. Совокупные кассовые сборы выросли по сравнению с 2012 годом на 40%.

"Необходимо законодательно вводить протекционистские меры, чтобы защитить российское кино от неравной конкуренции со стороны Голливуда", — сказал Мединский.

Среди мер поддержки российского кинематографа он назвал квотирование иностранных фильмов. Минкультуры выделяет деньги на поддержку авторского, дебютного, детского кино и авторской мультипликации. Ряд таких фильмов — "Битва за Севастополь", "Батальон", "28 панфиловцев" — стали безусловными лидерами проката.

Что касается коммерческого кино — оно финансируется Федеральным фондом поддержки киноматографии, и Минкультуры лишь выделяет ему общую сумму на распределение средств.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к генеральному директору концерна "Мосфильм", народному артисту России, заслуженному деятелю искусств РФ режиссеру Карену Шахназарову.

Фото: Fotodom. ru/Фотодом

— Владимир Мединский выступил в Совете Федерации и заявил, что отечественное кино может приносить в казну большие деньги. Было озвучено несколько серьезных цифр. Вы разделяете оптимизм министра культуры? Даже при нынешнем бюджете культура может стать прибыльной отраслью экономики? Один из самых существенных вкладов в это может внести кино?

— Наверное, может. Кино должно быть прибыльно. Это нормальная ситуация. Кино — такая сфера, которая по идее должна полностью окупаться. Тем более, если действительно такие цифры: 35 миллионов. Не знал, вы меня порадовали. Это довольно прилично. Насколько я понимаю, это даже больше, чем в футболе. Я доверяю словам министра и полагаюсь на точность приведенных им цифр.

— Чтобы сделать сферу кино прибыльной, необходимо устранить главную проблему: ввести протекционистские меры для защиты российского кинематографа, уверен министр культуры. Вы согласны? Это и есть наша главная проблема?

— Я согласен. Я сторонник того, что везде надо защищать свой товар. Просто надо не только административными мерами это делать, а рыночными. Мы обязаны продумать те меры, которые помогут российскому кино. Путем запрета не решить всех проблем: в условиях рынка это мало эффективно.

— Квоты не помогут?

— На мой взгляд, квоты сегодня не будут работать, потому что мы производим очень мало фильмов. Если квотировать кинотеатр, то нужно предоставить кинотеатрам продукт, который они будут показывать. А мы делаем всего 70-80 картин в год. Это на самом деле очень мало, учитывая, что не все картины могут вообще выдерживать кинотеатральный прокат: обычно это одна из трех. Посчитайте: 70-80 картин, но только в среднем 20 картин мы можем предложить кинотеатрам. А дальше что? Они скажут: дайте нам тогда фильмы.

Мы живем сегодня в условиях рынка. На мой взгляд, это более правильно. Но надо опираться на мировой опыт. Везде старательно защищают национальное кино. Но это надо делать путем налогообложения, к примеру.

Главная наша проблема — количество выпускаемых картин. Франция делает 400 фильмов, Швеция — 50 фильмов. Но у Швеции девять миллионов населения, а в России — 140. СССР делал 250-300 фильмов в год. Возьмем эту планку, тогда будет что предложить зрителю. А 70 картин — это очень мало. Только на основе больших мощностей и экономической выгоды этого не добиться.