Премьера рок-оперы "Преступление и наказание" в Московском театре мюзикла состоялась в марте, и уже сейчас можно с уверенностью констатировать, что спектакль вызывает неизменный интерес у публики: "Преступление и наказание" ежедневно собирает полные залы.
Причиной тому — необычная режиссерская трактовка романа Федора Михайловича Достоевского. Андрей Кончаловский творит на стыке эпох: действие перенесено в конец XX века, в годы, которые в народе называют "лихими девяностыми". Но при этом красной нитью по сюжету проходят отсылки к прошлому и настоящему. Кончаловский дает понять, что Раскольниковы существовали и будут существовать во все времена, они отражают болезни общества и являются некими маркерами пороков социума.
Александр Казьмин, один из исполнителей роли Раскольникова, так говорит о своем герое: "Конечно, я его оправдываю. Он как будто находится не в то время, не в том месте. Белая ворона среди всех. Раскольников ведь человек, стоящий за правое дело, за добро. Но при этом он все-таки с комплексом Наполеона. Если великим было это позволено, почему это не позволено мне, ведь я на стороне добра? Сильные мира сего, образно говоря, шли по трупам, они могли это переступить, стали героями. Значит, и я тоже способен… Но способен ли? Вот главный вопрос. "Тварь ли я дрожащая или право имею?" И все-таки человеческая доброта одерживает верх, все-таки Раскольников приходит к Богу — и в книге, и у нас. Человеческое пересиливает всю эту грязь".
Основополагающие вопросы о естестве и сути как отдельного человека, так и общества в целом лежат в основе спектакля Кончаловского. Рок-опера "Преступление и наказание" продолжает традиции русского театра — и драматического, и музыкального. Становление отечественного мюзикла началось в 70-е годы прошлого века, и уже тогда авторы преподносили публике глубокие сюжеты, далекие от простого желания развлечь и позабавить зрителя.
"Преступление и наказание" Московского театра мюзикла является достойным продолжением этих традиций. Впрочем, не будем забывать, что композитор Эдуард Артемьев сочинял музыку к спектаклю 35 лет, и потому рок-оперу можно назвать как современницей первых советских мюзиклов, так и детищем дня сегодняшнего. Связь эпох наблюдается и здесь.
Что же является главным в рок-опере "Преступление и наказание"? Режиссерское видение, применение современнейших технических решений в постановке, оригинальные декорации, превосходный актерский ансамбль, прекрасная музыка Артемьева? Пожалуй, этот спектакль необычен тем, что каждая составляющая стала неотъемлемой частью общей картины.
Снова дадим слово артисту Александру Казьмину: "Я считаю, что для развития своего музыкально-театрального вкуса сюда идти стоит, потому что спектакль пытается попасть в наиболее болезненные точки, проникнуть в самые и светлые, и темные недра человеческой души. Если человек уйдет из театра неравнодушным — и не важно, вдохновленным или оскорбленным, потому что его окунули на самое дно, — значит, на мой взгляд, цель достигнута. Человеку не все равно. Если его задели за живое нашей игрой, этой постановкой, гениальнейшей музыкой — я за такой театр".
Это действительно так. Рок-опера "Преступление и наказание" Московского театра мюзикла вызывает у зрителей разновекторные эмоции. Несомненно одно: эта постановка никого не оставляет равнодушным. И в этом ее уникальность.
Показы "Преступления и наказания" продлятся до 19 июня, после чего спектакль покинет подмостки на достаточно длительный срок — в следующий раз публика сможет его увидеть только в начале 2017 года. А это значит, что тем, кто хочет приобщиться к одной из самых громких театральных премьер уходящего сезона, не следует откладывать поход в Театр мюзикла.