Трагическое и оглушающее известие пришло из Германии: сегодня от сердечного приступа скончалась звезда российского и мирового балет Майя Плисецкая.
Об этом ТАСС сообщил Владимир Урин, генеральный директор Большого театра. "Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать", - сказал Урин.
Вся жизнь Майи Плисецкой была посвящена балету. В 1934 году она поступила в Московское хореографической училище. Вскоре были репрессированы ее родители. Затем - война, эвакуация вместе с вернувшейся из заключения матерью.
Уникальные данные юной балерины - большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, выразительность рук, ее артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке - были отмечены педагогами. 1 апреля 1943 года, окончив балетное училище, Плисецкая сразу была принята в труппу Большого театра. Конечно, юная выпускница сначала была зачислена в кордебалет.
Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса - номер, который она будет танцевать всю жизнь. Впоследствии на гастролях за рубежом у нее были концерты, на которых она исполняла "Умирающего лебедя" по четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, балерина всегда видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
Свою первую сольную партию - роль Маши в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского - Майя Плисецкая исполнила уже в свой первый сезон в Большом театре. Затем были Мирта в "Жизели", фея Осени в "Золушке", заглавная роль в балете "Раймонда" А.К. Глазунова, Китри в "Дон Кихоте" и другие.
Пожалуй, одна из самых необыкновенных и неповторимых ее ролей - партия Одетты-Одиллии в «Лебедином Озере». Да и как можно забыть необыкновенные движения гибких рук балерины, которые создавали чудесную иллюзию крыльев плывущего лебедя? Одетта в исполнении Плисецкой стала мировым эталоном этой партии.
В Большом театре Майя Плисецкая танцевала до 1988 года. Все ее ведущие партии в "Лебедином озере", "Каменном цветке", "Спящей красавице", "Спартаке", "Жизели", "Раймонде" и другие, вошли в историю мирового балета. Эти роли отточили стиль Плисецкой - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом.
И совершенно другая грань ее таланта раскрылась в партии Кармен в балете «Карме-сюита». Она потрясающе смогла языком танца передать историю трагической любви испанки. Балет был поставлен Альберто Алонсо специально для великой балерины.
Талант Майя Плисецкой проявился и в роли балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р.К. Щедрина "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет "Раймонда" А.К. Глазунова.
Расставшись с Большим театром, балерина работает в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах - художественным руководителем "Театро лирико насьональ" в Мадриде. В 1992 году в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Р.К. Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию.
Она выступала с концертными программами во многих странах мира, работая с самыми выдающимися хореографами современности, среди которых и Ролан Пети, и с Морис Бежар.
В 1994 году Майя Плисецкая публикует книгу своих мемуаров под названием «Я, Майя Плисецкая...», которая сразу вызывает огромный оклик во всем мире. Спусти тридцать лет Плисецкая выпустила продолжение первой книги мемуаров «Тридцать лет спустя».
В последние годы, хотя вся ее жизнь уже была связана с гастролями мужа - известного композитора Родиона Щедрина, Майя Плисецкая продолжала выходить на сцену, исполняя номер, специально поставленный для нее Морисом Бежаром - «Ave Mайя».
Талант величайшей балерины современности был отмечен и на Родине, и за рубежом. В 1956 году Майе Плисецкой присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1959-м - народной артистки СССР, в 1985 году - звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая награждена орденом Ленина, она стала полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством".
В 1964 году она стала Лауреатом Ленинской премии, в 1962 году ей присвоена премия Анны Павловой в Париже и многие другие.
Добавим, что президент России Владимир Путин выступил с искренними и глубокими соболезнованиями родным, близким и всем почитателям таланта великой русской балерины Майи Плисецкой.
Главным классическим балетом в жизни Плисецкой было "Лебединое озеро", в котором она, как мы и говорили, исполняла главную роль. Увы, но "умирающий лебедь" ушел в небеса и мы можем лишь также выразить искренние соболезнования всем почитателям гения Плисецкой и ее родным, близким и друзьям.