Кинокритик, публицист, автор и ведущий программы "Культ кино" Кирилл Разлогов рассказал в интервью Pravda.Ru о том, почему так была так популярна идея апокалипсиса и всемирных катастроф.
- Может быть, вы слышали новость о том, что в северной Америке проснулся супервулкан Йелоустоун. Американские эксперты не исключают того, что при извержении он может уничтожить американский континент и ударить по Евразии. Искусство всегда интересовала тема конца света, в том числе кино, а с развитием технологий особенно много стало фильмов-катастроф… Почему нас это так волнует?
Апокалиптические теории всегда есть, были, и будут, потому что мы живем на небольшой планете, незащищенные от внешнего мира, где по теории вероятности всякое может быть.
Что касается кинематографических образов конца света, то здесь имеет значение другое. Во-первых, искусство существует для того, чтобы проигрывать воображаемые вещи, которые в реальной жизни человек надеется не увидеть, это касается не только конца света, но смерти и многих других вещей.
Во-вторых, это впечатляющее зрелище, а эффект имеет большое значение. И третье, это принципиально важно для каждого человека и затрагивает некие базовые инстинкты: инстинкт самосохранения, инстинкт спасения собственной семьи и так далее. То есть там очень много вещей, которые цепляют эмоционально, психологически. Это очень важно для зрителя, который приходит смотреть такой фильм, что он получает всю гамму переживаний в чистом виде по поводу того конца света, который он, естественно, боится, но который представляется менее опасным лично для него, если он выражается лишь в тряске кресел в кинозале, и в трехмерном изображении большого размера. Потому что в реальной жизни вряд ли бы эти сюжеты имели такую же популярность.
— То есть такие фильмы психотерапия своего рода? Самые яркие, значимые примеры фильмов-катастроф можете привести?
Очень много. Из тех, которые пользовались наибольшим успехом, это "Титаник", конечно, история которого несколько раз экранизировалась. Из классических это извержение вулкана Этна, показанное в фильме Джованни Пастроне "Кабирия" 1913 года, одна из первых попыток такую большую катастрофу воспроизвести на экране, составная часть сюжета начала фильма. "Землетрясение в Сан-Франциско" было несколько раз предметов внимания кинематографистов, в том числе, по-моему, был где-то в 1900-е годы, известный вариант 1936 года, фильм "Землетрясение" 1974 года, который был уже с той самой тряской кресел. "Приключения Посейдона" Рональда Нима, с которого некоторые начинают с рождения Голливуда в 70-е годы.
Читайте также: Американский супервулкан вызовет ядерную зиму?
В принципе, вот если брать основные темы — природные катастрофы, извержения вулкана, или наоборот, вещи, связанные с деятельностью людей, тут можно вспомнить картину "Вздымающийся ад", который про пожар в небоскребе, фильм "Челюсти" Стивена Спилберга. Из отечественных вариантов фильмов-ужасов, таких фильмов не было, у нас предпочитали вещи, связанные оборотнями, такие более локальные сюжеты.
Но тем не менее, Александр Митта снял фильм "Экипаж", который пользовался головокружительным успехом, и числится среди пяти самых крупных коммерческих успехов советского периода и самых значимых успехов за всю историю российского кино. В последнее время разного рода комбинаторика с вампирами. "Ночной дозор" и "Дневной дозор" наиболее яркие примеры — немножко другое ответвление фильма-катастрофы, который связаны с взаимоотношениями людей и животных.