Руководитель комитета по финансовому рынку Геннадий Аксаков совместно с другими депутатами и членом Совета Федерации Николаем Журавлевым внесли в Госдуму законопроект "О цифровых финансовых активах".
Документ размещен на сайте Государственной Думы. Особыми полномочиями авторы законопроекта наделили Центробанк.
Настоящий ФЗ должен урегулировать отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.
В нем даны определения майнинга, криптовалют, токена, смарт-контракта, цифрового финансового актива, цифровой транзакции, цифровой записи, реестра цифровых транзакций и других определений так или иначе связанных с использованием цифровых финансовых технологий и цифровых финансовых активов.
Так, в законопроекте вводятся определения криптовалюты и токена, а также законодательно закрепляется новый вид договора, заключаемого в электронной форме - смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий.
Указанные определения устанавливают, что и криптовалюта, и токен являются имуществом. Ключевые различия между криптовалютой и токеном определены как признак одного эмитента (токен) и множества эмитентов/ майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска.
При этом законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории России.
Однако, для владельцев криптовалют предусматривается возможность совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту, но только через оператора обмена цифровых финансовых активов. Перечень, а также порядок и условия совершения таких сделок устанавливаются ЦБ по согласованию с правительством РФ.
По мнению авторов проекта, осуществление сделок через операторов обмена цифровых финансовых активов необходимо для противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Операторами могут быть только юридические лица, осуществляющие брокерскую, дилерскую или деятельность по управлению ценными бумагами, а также юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с ФЗ "Об организованных торгах".
Кроме этого, ЦБ РФ будет устанавливать порядок открытия, хранения информации о цифровых записях, ведения, закрытия цифрового кошелька, а также требования к защите цифровых кошельков, а для обеспечения защиты неквалифицированных инвесторов он будет устанавливать ограничения в отношении суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.
Особое место в законопроекте занимают правовые основы для проведения ICO. Отдельная статья устанавливает последовательность действий, необходимых для осуществления процедуры выпуска токенов, определяет, что выпуск токенов осуществляется на основании публичной оферты, состав сведений которой определяется законопроектом, а также закрепляет необходимость раскрытия дополнительной информации лицом, выпускающим токены.