Экс-президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов 24 ноября собрал представителей СМИ на пресс-конференцию. Повод был выбран очень позитивный и красивый: 20 лет его главенства в ФИДЕ. Однако, как выяснилось, журналистов больше интересовали даже не столько шахматные дела, сколько участие Илюмжинова в бизнесе. В последние месяцы его имя связывают с одним из крупнейших скандалов, имеющих трансграничные перспективы и далеко идущие последствия.
Речь идет о знакомстве Кирсана Николаевича с беглыми акционерами ОАО «Тольяттиазот» - Владимиром и Сергеем Махлаями, а также президентом швейцарской Ameropa AG Андреасом Циви. Последних обвиняют в мошенничестве, причинившем заводу ущерб в 1,5 миллиарда долларов, на данный момент эти люди по решению суда должны быть арестованы и разыскиваются Интерполом.
Расследование этого дела близилось к завершению, когда Кирсан Илюмжинов заявил, что покупает мажоритарный пакет акций «Тольяттиазота». Как только СМИ и экспертное сообщество отошли от легкого шока, стало ясно: никакой такой сделки быть не могло, ведь акции предприятия арестованы и любые операции с ними невозможны. Все выглядело так, будто Илюмжинов пришел на завод, чтобы уладить корпоративный конфликт и замять уголовное дело, хотя на пресс-конференции он продолжил утверждать, что является приобретателем более 70 процентов акций химкомбината.
На вопрос журналиста «Правды.Ру» о целях покупки проблемных акций завода, Илюмжинов заулыбался. «Все продается, все покупается, - приобрел, чтобы богаче стать, а деньги потом потратить на футбол и шахматы! Разработаем завод, потом продадим, - еще два футбольных поля построим!» - пошутил главный шахматист страны.
Впрочем, вопросами вхождения в проблемные ситуации Илюмжинову заниматься не впервой, он всегда любил ошарашить общественность то намерением вложить пять миллиардов долларов в угледобычу в Пакистане, то один миллиард в железные дороги Монголии. Как правило, его миссии оканчиваются провалом, но вспоминать он о них не любит и обычно говорит, что «такого не помнит», «этим не занимался», «это менеджмент что-то там приобретал», и все в таком духе. Самые громкие неудачи «великого шахматного миротворца» - истории с болгарской Petrol и французской Sucden. В первом случае Илюмжинов пришел улаживать корпоративный конфликт в крупнейшей топливной компании Болгарии, но в итоге его обвинили в подделке документов, а суд арестовал акции компании, о чем Илюмжинов даже не знал. С Sucden Илюмжинов собирался строить заводы по производству сахара. Как обычно, звучали обещания о модернизации старых и строительстве новых мощностей, масштабных вложениях и т.д. И вот в марте текущего года стало известно, что обещанный сахарный завод в Ростовской области Sucden строить не будет, так как у заказчика нет денег. Заказчик в данном случае - структуры Кирсана Илюмжинова, который чуть ли не каждый месяц объявляет о новых многомиллиардных инвестициях. Недавно глава ФИДЕ поделился планами побороться еще и за пост президента ФИФА. Чем это закончится, угадать несложно, так как о футбольных талантах Илюмжинова известно давно: купленный им ФК «Уралан» через несколько лет был закрыт.
Но ситуация с «Тольяттиазотом», в силу определенных обстоятельств, не похожа на другие партии гроссмейстера. Видимо, он решил сыграть по-крупному и отыграться за все неудачи прошлых лет. Глава Ameropa AG Андреас Циви, владеющий около 13 процентами акций ТоАЗа, на встрече с журналистами в Цюрихе 27 октября заявил, что направил правительству России обращение о том, что незаконными действиями российских властей Ameropa как инвестору был нанесен ущерб примерно в 450 миллионов долларов. Такую сумму швейцарцы планируют взыскать с России через международный арбитраж, если власти не согласятся возместить его добровольно в ходе консультаций. Для России это по сути означает второе «дело ЮКОСа». По первому, напомним, международный арбитраж постановил взыскать с России 50 миллиардов долларов, и аресты российской собственности в Европе уже начались.
И вот же новость! Прессе удалось выяснить, что в те же дни в Цюрихе находился Кирсан Илюмжинов. Разумеется, журналистам на пресс-конференции по ФИДЕ было невероятно интересно, что глава ФИДЕ думает о действиях акционеров, которые любезно пригласили его на роль своеобразного бизнес-варяга. Отвечать на эти вопросы ему было куда менее приятно, чем о любимой шахматной фигуре, но факт присутствия в Цюрихе он все же отрицать не стал. Конечно же, ездил туда он исключительно по спортивным делам - «олимпийским, шахматным, футбольным». А Циви никогда до этого не знал и в глаза не видел, но после судьбоносного брифинга в цюрихском аэропорту все же встретился с новым партнером в отеле. Само собой, не имея абсолютно никакого отношения к его плану по получению с России 450 миллионов долларов.
«Не знаю ничего об этом», «не помню», «это менеджмент» - все это мы уже слышали от Кирсана Илюмжинова не раз. Факты же говорят об обратном: Илюмжинов не просто знал о намерениях Циви, но и был «мозгом» операции, автором второго «дела ЮКОСа». Ему ли не знать, что ни в шахматах, ни в бизнесе случайностей не бывает.