В ноябре 2024 года на российском рынке было продано 509 тыс. подержанных автомобилей — показатель, соответствующий среднегодовому уровню, но на 11% ниже октябрьского результата. Эксперты и представители автосектора обсудили на мероприятии Analytic Day текущие проблемы и перспективы рынка автомобилей с пробегом (АСП) в России, включая ключевые тренды и прогнозы на 2025 год.
Основные причины снижения объемов продаж
Рост себестоимости
- Увеличение ключевой ставки ЦБ РФ привело к удорожанию лизинговых платежей на 26-27%.
- Повышение утилизационного сбора на импортные грузовики и полуприцепы существенно увеличило расходы.
Дефицит кадров и повышение зарплат
Ситуация с дефицитом специалистов продолжает поднимать издержки компаний.
Снижение активности на рынке новых автомобилей
Падение продаж новых машин (-29%) оказало давление на рынок подержанных автомобилей.
Текущие тренды
- Стабильность АСП
Рынок подержанных автомобилей меньше зависит от кредитных программ. В новых авто до 80% продаж происходит в кредит, тогда как в АСП этот показатель составляет лишь 15-30%.
- Переход к модели комиссионных продаж
В условиях высокой ключевой ставки компании акцентируют внимание на комиссионных автомобилях, которые составляют до 60-70% ассортимента у ряда игроков рынка.
- Маркетплейсы как новый источник трафика
Дилеры всё активнее присматриваются к маркетплейсам, несмотря на высокую стоимость их внедрения.
Прогнозы на 2025 год
- Изменение цен на АСП
По мнению Антона Ганжи (Pango Cars), цены на подержанные автомобили могут временно снижаться в рамках оборачиваемости складов. Однако в случае роста цен на новые автомобили стоимость АСП также начнет расти.
Вадим Черноусов ("Рольф с пробегом") считает, что в 2025 году цены на автомобили с пробегом вырастут примерно на 10%.
- Рынок китайских автомобилей
Рынок подержанных китайских авто пока не сформирован, и дилеры опасаются выкупать такие автомобили из-за сложности их дальнейшей реализации.