Автоэксперты рассказали, какой тип привода газораспределительного механизма (ГРМ) — ременный или цепной — считается более надежным и какие особенности у каждого варианта. При выборе автомобиля многие водители не уделяют внимания тому, что приводит в движение валы двигателя: ремень или цепь. Однако этот фактор может существенно повлиять на эксплуатацию машины. Например, если на форумах не жалуются на малый ресурс цепи в какой-либо модели, то такой тип привода может оказаться предпочтительнее. Тем не менее, ремень считается более современным решением.
Цепной привод ГРМ
Преимущества:
- Для первого владельца автомобиля цепной привод обходится дешевле, так как в большинстве случаев цепь не требует замены до 100 тысяч километров пробега.
- Долгий срок службы, особенно у старых двигателей с многорядными цепями.
- Цепь защищена от внешних факторов, всегда смазана и, при исправном натяжителе, сохраняет натяжение.
- Продуманная система успокоителей и натяжителей снижает вибрации по сравнению с ременным приводом.
- Цепь не нуждается в замене по возрасту, что удобно для автомобилей с редкими поездками.
- Перед износом цепь начинает издавать больше шума, предупреждая о необходимости замены.
Недостатки:
- Двигатели с цепным приводом, как правило, тяжелее.
- Цепь требует постоянной смазки.
- Гидронатяжитель цепи без храпового механизма может плохо работать при низком давлении масла, что критично для автомобилей с системой "Старт-стоп".
- Есть риск перескакивания цепи при вращении двигателя в обратную сторону, например, при парковке на склоне с включенной передачей.
- Насос охлаждающей жидкости в таких двигателях чаще всего работает от ремня вспомогательных агрегатов, который не всегда меняется вовремя, что может привести к перегреву двигателя.
- В некоторых случаях ресурс цепи составляет всего 50 тысяч километров.
- Замена цепи на современных двигателях требует значительных усилий, включая демонтаж передней крышки двигателя.
- Со временем цепь растягивается, что может вызвать сбой фаз ГРМ.
Ременный привод ГРМ
Преимущества:
- Более тихая работа по сравнению с цепью.
- Отсутствие резонансных вибраций благодаря нечетному количеству зубьев ремня.
- Ремень эффективно гасит крутильные колебания благодаря своей эластичности.
- Не нуждается в сложном гидравлическом натяжителе, достаточно простого пружинного механизма.
- Ремень не требует смазки.
- На некоторых двигателях ремень легко осмотреть, не снимая опору силового агрегата.
- Замена ремня проще и может быть выполнена самостоятельно.
- Двигатель с ременным приводом легче.
Недостатки:
- У двигателя с ременным приводом больше валов, выходящих из масляной полости, что увеличивает количество сальниковых уплотнений, которые могут течь и привести к выходу ремня из строя.
- Ремень чувствителен к низким температурам и попаданию воды.
- Срок службы ремня зависит не только от пробега, но и от времени, так как резина стареет.
- Надежность ремня зависит от состояния натяжных и обводных роликов, а также помпы. Смазка в роликах может пересохнуть, а помпа выйти из строя.
- Требуется регулярная замена ремня по графику технического обслуживания.
- Разрыв ремня может произойти внезапно и без предупреждающих звуков.