Создателей "групп смерти" к ответственности привлечь невозможно — мнение

Фото: Fotodom.ru/DP

Опасные сообщества "ВКонтакте" будут мониторить психологи. Специалисты окажут помощь детям, которые находятся в критической ситуации. Поддержать идею согласилось руководство соцсети. Оно даже будет софинансировать проект.

Напомним, "группы смерти" — это сообщества, в которых состоят в основном подростки. Им навязывают мысли о самоубийстве. Жертвами таких групп уже стали 15 детей.

Как будут работать психологи в сети, какими будут критерии "опасных сообществ" и можно ли искоренить такие группы в соцсетях, Правда. Ру спросила у координатора Центра безопасности интернета Урвана Парфентьева.

— Как оцениваете инициативу?

— Контентная экспертиза сама по себе, как правило, комплексная. То есть в ней должен участвовать только психолог. Если мы говорим именно о сообществах, связанных с детскими суицидами, конечно, здесь роль детского психолога становится очень важной, но в связке с лингвистами и с теми, кому знакома молодежная манера общения. Главные вопросы в том, что это будут за специалисты, какой уровень их подготовки, и, грубо говоря, каких взглядов они придерживаются. Потому что люди одной и той же специальности в зависимости от разных факторов могут дать совершенно противоположный результат.

Во-вторых, есть вопрос организации доступа к таким сообществам. Каким образом будет предоставляться этим экспертам доступ к закрытым сообществам? Чисто теоретически этот вопрос может решить сама администрация соцсетей, это вполне в их компетенции. И третье: какие будут объемы. Потому что мы все-таки говорим об огромной социальной сети, в которой девятизначное число аккаунтов. Поэтому для какой-то серьезной экспертизы, конечно, потребуется очень и очень много специалистов соответствующего уровня.

Опять же, кто это будет мониторить? Они сами будут обходить закрытые сообщества или это будет автомат, который будет сначала пробегаться и выбрасывать подозрительные группы по каким-то словам. Но теоретически, если представить себе идеальную формацию, что это действительно правильные психологи с соответствующей квалификацией и без соответствующих завихрений в головах, если их достаточно много, если с ними взаимодействуют смежные специалисты, то да, такая мера может привнести большую пользу, но если из этого "здания", из этой системы выдернуть какой-то кирпичик, то она легко рискует превратиться в свою противоположность.

— Что должно быть критерием опасности сообщества?

— Нельзя выдернуть какое-то слово или выражение, и по нему сделать определенные выводы. Такая экспертиза будет совершенно неточной и приведет к ложным выводам. Мы это видим даже в правоприменительной практике, в судебных экспертизах. Здесь нужно оценивать сами диалоги, сами тексты и видео в комплексе, и дальше уже на основе профессиональных знаний, оценивая всю совокупность материалов, делать выводы о том, что эта группа настроена на цель А, а другая группа настроена на цель Б.

— Что должно ждать основателей этих сообществ? Что говорит закон?

— Если мы говорим тех нашумевших группах, в которых якобы детей подталкивали к суициду, то в настоящее время, строго говоря, правовых оснований для привлечения их к уголовной ответственности нет. Потому что статья "доведение до самоубийства" имеет четкие квалифицирующие признаки. Доведение до самоубийства должно иметь в себе угрозы, допустим, или систематическое унижение достоинства. В данном случае мы этого не усматриваем. Здесь с детьми ведут разговоры о том, что "это клево", что такой "выход из всех твоих проблем", и вообще, это ты растешь над собой, это твоя сила духа и т. д. Нужно понимать, что здесь люди тоже вступают в качестве таких "черных психологов", очень четко давя на вычисленные ими проблемные точки в психике ребенка.

Статья "организация объединений, посягающих на права граждан" применяется в основном к тоталитарным сектам, можно, конечно, изменить ее. Можно исключить требования, что это должно быть обязательно НКО. И если мы понимаем, что там ребенка подводят к идее самоубийства, если в нем так вот постепенно раздувают эту идею, подводят его к этой мысли по аналогии с клубами самоубийц конца 19-начала 20 века, то да, конечно, деятельность подобных групп должна пресекаться, лица, которые осуществляют подобное психологическое манипулирование, должны привлекаться к установленной законом ответственности.

И, конечно, если мы говорим о работе таких вот "черных психологов", то нужно вообще обратить очень пристальное внимание на качество оказываемых психологических услуг. Ввести стандарты, которые приняты при оказании медицинских услуг, и соответствующим образом смотреть, например, вообще на работу детских и семейных психологов, чтобы не было этих посягательств на семейные ценности, в первую очередь, на ценность сохранение семьи, ценность ответственного родительства и т. д. Здесь, на самом деле, огромный пласт, который необходимо затронуть.

— Специалисты не только будут выявлять опасные сообщества, но и непосредственно в соцсети смогут оперативно оказать поддержку подросткам, находящимся в критической психологической ситуации. Что думаете по этому поводу?

— Вот это правильно. Очень часто, когда ребенок-подросток делает такие соображения публичными, это не демонстрация, это крик о помощи. Он просит, чтобы ему кто-то помог. А подначивание, даже высмеивание в группах может привести только к противоположному результату.

Человек, который заявляет о намерении совершить суицид, на самом деле в 90% случаях к этому не готов, иначе он бы об этом не заявлял, он просто пошел и сделал. Поэтому возможность качественного психолога оказать именно кризисную психологическую помощь, кризисное консультирование, исключительно важна.