В Госдуму внесен законопроект о декриминализации побоев в отношении близких родственников. Напомним ранее преступления по ряду статей, включая побои, если правонарушение совершено впервые, были переведены в разряд административных правонарушений.
Как сообщает ТАСС, группа депутатов "Единой России" предложила устранить эту коллизию. По мнению законотворцев, данное смягчение наказания вызовет лишь рост числа подобных случаев.
Мнением по поводу этой инициативы с Pravda.Ru поделился директор Института прав человека, юрист Валентин Гефтер.
— Ваше отношение к законопроекту?
— Я считаю, что приравнять побои в семье к побоям, которые идут по статье 116 УК в отношении посторонних лиц, на улице грубо говоря, правильно. А вот выделять специально семейное насилие, когда нет тяжких или каких-то серьезных последствий для жизни и здоровья, мне кажется, неправомерным.
— "Напомню, что под побоями в статье 116 понимаются "действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие вреда здоровью. То есть речь идет о ссадинах, синяках", — указала депутат Госдумы Ольга Баталина, являющаяся одним из авторов инициативы. Получается, что если женщина ходит в синяках и ссадинах — это норма?
— Нет, не надо извращать законопроект, и даже слова, которые сказаны по его поводу. Дело не в синяке и ссадине, во-первых, синяки и ссадины друг другу бывают рознь. Во-вторых, речь идет об однократности правонарушения, не повлекшего никакого вреда. Идея закона заключается в том, чтобы шлепок по попе ребенку не приравнивался к каким-то серьезным вещам.
Идею надо еще обсуждать, я согласен. Но просто записывать любое применение силы, рукоприкладство, скажем так, без всяких последствий, особенно, если люди меньше сдержаны какими-то внешними условностями и обстоятельствами, мне кажется, неправильно. Но еще раз говорю, это относится только к тому, что не имеет никаких последствий, и было сделано однократно.
— Как за рубежом с этим обстоит дело?
— По-разному. Я знаю, французское законодательство довольно строго в отношении домашнего насилия. В Англии мы знаем наоборот, долгое время разрешалось применение силы в школе, например, а не только в семье. Я не имею ввиду розги, конечно. Мне кажется, что это связано и с традициями, и с четким правовым регулированием, и, конечно, с социальным запросом.
У нас довольно часто бывает злоупотребление случаями домашнего насилия, они или латентны, когда люди не сообщают об этом, или наоборот, идут, а их не хотят считать серьезными. И, может быть, когда это будет переведено в легкую административную форму, люди будут охотнее заявлять, это будет легче выявлять. Это не будет спрятано. Зато проблема бы реально выявлялась, а не как сейчас — спящая норма, и практически ничего нет, хотя очень грозно звучит.
— О каком наказании сейчас идет речь, когда совершаются побои?
— По первой части 116, конечно, лишения свободы нет, может дойти дело до штрафа, или исправительных работ. Суровой меры наказания нет, но это все равно будет считаться уголовной ответственностью, и быть клеймом на обвиняемом. Тем не менее, мне кажется, что не нужно отвергать это с порога, надо внимательно посмотреть и на законодательную новеллу, и на возможность ее реализации.