В ночь на 19 марта аэропорт Ростова-на-Дону работал по фактической погоде: над полем аэродрома носился порывистый ветер. Это значит, что решение приземляться или нет, пилоты принимали сами. Но и диспетчеры аэропорта не отрывали глаз от мониторов ни на минуту.
Boeing-737-800 компании FlyDubai, прилетевший из Эмиратов, начал кружить над городом с половины второго ночи.
Самолет делал круг за кругом, но пилот так и не решался садиться. Вскоре вместе с ним над Ростовом закружил и SU1166 компании "Аэрофлот" из Москвы. Его командир сделал попытку захода на посадку, но, получив мощный удар бокового ветра, увел самолет в соседний Краснодар. После него из Ростова-на-Дону благополучно «ушел» рейс на Худжанд.
Через два часа командир Boeing-737 принял решение садиться: он зашел на взлетно-посадочную полосу, стал снижаться, но в самый последний момент вдруг передумал.
"Дул шквальный юго-западный ветер с порывами 25 - 30 метров в секунду, был туман и ливень, - говорит сотрудник авиаузла. - Но командир борта FZ981 принял решение идти на посадку. Он начал снижение с высоты почти 9 тыс. м, опустившись до 4 тыс., после чего стал заходить на полосу. Скорее всего, поняв, что не сможет при сильном порыве сесть с первой попытки, он решился на второй круг".
В 3:50 диспетчеры аэропорта приняли последнее сообщение командира: Go around (ухожу на второй круг). От маневра Boeing резко задрал нос, чиркнув «взлетку» фюзеляжем, после чего его буквально разнесло взрывом на куски. Шансов выжить ни у кого не было.
"К сожалению, во время снижения и захода на посадку из-за сильного ветра лайнер попал в зону сильной турбулентности и пилоту не удалось удержать самолет, - предполагает эксперт. - Тяжелый Boeing 737-800 еще до касания шасси с землей стало заваливать в штопор. Пилот попытался поднять самолет вверх, но лайнер на скорости более 300 км/ч и на высоте примерно в 200 - 250 метров «клюнул» носом и рухнул на землю, взорвавшись в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы аэропорта".
Следователи традиционно отрабатывают несколько версий. Это человеческий фактор - ошибка пилотов Boeing, авиадиспетчеров, а также технический - неисправность самолета или навигационного оборудования в аэропорту. Приоритетной пока является ошибка пилотов FlyDubai. Пока непонятно, что именно двигало командиром Boeing, когда он все же принял решение садиться в Ростове при таком ветре. Однако даже то, что он в последний момент решил зайти на второй круг, может говорить о том, что всё же почувствовал опасность.
Авиационные эксперты также склоняются к версии о том, что причиной крушения Boeing авиакомпании FlyDubai стали плохие погодные условия и ошибка пилота, переоценившего свои возможности, то есть опять пресловутый человеческий фактор.
Согласно данным радиолокационных приборов службы организации воздушного движения Ростовского авиаузла, пилот рейса FZ981 принял решение не менять курс на Краснодар, как ему советовали диспетчеры, а садиться в аэропорту Ростова-на-Дону.
Однако все было по закону: авиационные правила Международной организации гражданской авиации (ИКАО) дают командиру самолета право самому решать, уходить ли на запасной аэродром или садиться по фактической погоде в аэропорту назначения.
В службе организации воздушного движения Ростовского авиаузла подтверждают, что командир самолета Boeing 737-800, запросив посадку, получил предложение уйти на запасной аэродром в Краснодар.
Возможная ошибка пилота заключалась в том, что после решения о втором круге он слишком рано перевел двигатели на максимальную тягу и начал набирать высоту - в этот момент тяжелый самолет по инерции все еще продолжал снижение, высота от земли не превышала 10 метров, поэтому он и задел фюзеляжем бетонную полосу.
Что касается технического фактора, то Boeing с бортовым номером A6-FDN и серийным номером 40241 фактически только начинал жизнь в небе - ему было всего 5 лет. Возраст для машины детский. Впервые в небо Boeing поднялся 21 декабря 2010 года.
Представители корпорации Boeing уже знают о катастрофе и, возможно, будут помогать в расследовании.
К аэропорту Ростова-на-Дону также не будет вопросов: в 2015 году его реконструировали, взлетно-посадочная полоса находится в хорошем состоянии.
Сейчас в аэропорт Ростова-на Дону прибыли специалисты-взрывотехники из Центра специального назначения ФСБ России, дислоцируемого в столице Южного федерального округа. Они будут отрабатывать версию возможного теракта на борту лайнера. Эта версия пока также не отвергается: на видео с камер наблюдения, которые зафиксировали момент удара самолета о землю, видна вспышка, возникающая до или в момент столкновения.
Предстоит еще выяснить, когда именно произошел взрыв - до момента касания с землей или после этого. Некоторые очевидцы говорят, что видели яркую вспышку в районе фюзеляжа самолета, примерно за 1,5 - 2 секунды до столкновения лайнера с землей.
Авиакомпания FlyDubai была основана лишь семь лет назад правительством ОАЭ и базируется в международном аэропорту Дубай. В истории этого лоукостера ещё не было авиационных катастроф. Компания была образована в 2009 году и начинала с нескольких самолетов, но за 7 лет довела свой авиапарк до 50 самолетов Boeing 737-800. В ноябре 2013 года FlyDubai заказала еще 111 самолетов Boeing.
В России самолеты этой компании выполняют рейсы в Москву, Минеральные Воды, Самару, Уфу, Казань, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень. Президентом FlyDubai является Ахмед бен Саид Аль Мактум. Он приходится дядей нынешнего правителя эмирата Дубай шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума. Сам Ахмед бен Саид - сын экс-правителя эмирата Дубай, шейха Саида бен Мактума Аль Мактума.
Напомним, как сообщала Правда.Ру, сегодня при заходе на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону разбился пассажирский Boeing 737 авиакомпании FlyDubai. Прилетевший из Дубая самолет не смог приземлиться с первой попытки. Он долгое время кружил над аэропортом. Boeing рухнул при попытке приземлиться во второй раз - он вошел в пике и врезался в ВПП на большой скорости. На его борту находились 62 человека - 55 пассажиров и семь членов экипажа.
Вся информация о трагедии в сюжете: Авиакатастрофа в Ростове-на-Дону: выживших нет