Эксперт Федерального информационного центра "Аналитика и Безопасность" Сергей Соколов в интервью "Правде.Ру" прокомментировал теракты в Волгограде, и почему именно этот город стал мишенью террористов.
Это начало спланированной акции?
— Это не начало, а продолжение, против нас работают большие серьезные системы. И ее не следует расценивать как один отдельно взятый теракт в Волгограде. Это часть большой операции, вот что самое страшное, продолжение которой будет.
Есть ли просчет Управлений ФСБ на местах?
— Это целиком и полностью их упущение, потому что ФСБ перестало быть системой. Раньше КГБ в центре, на Лубянке знали, что творится во Владивостоке. Сейчас у нас вся система государственная, и я бы сказал, что просчет ФСБ — это вторично. Это, прежде всего, просчет тех людей, которые занимаются внутренней политикой. Терроризм это идеологическое направление, воздействие на идеологию того или иного государства, и навязывание своей. Все остальное вторично, включая теракты, как это не цинично звучит.
Наша государственная система построена по принципу княжеств. Взять любой регион: Волгоград или Улан-Удэ, или Челябинск — губернатор и мэр либо враждуют, либо дружат, вместе в бане парятся, и во главу угла ставятся деньги. Это заработок для чиновников: пока меня не сняли, я буду зарабатывать любыми правдами-неправдами. И вот оно, начало. У них (терроризма) система четко отстроена, отлажена, идеологически подкована, а у нас ничего нет. У нас нет даже элементарной реакции на ту информацию, которую дают какие-то организации.
Какие меры надо принять?
— Мы должны выстраивать систему, а не только ставить рамки или камеры. Наверное, уже докладывают президенту, что знают фамилии и т. д., но я уверен, что на самом деле никаких знаний, никакой осведомленности у спецслужб нет. Иначе была бы проведена превентивная акция по недопущению этого террористического акта.
Это целая система. Есть положительный опыт других стран. Берут какие-то частные структуры в государственное подчинение, у которых нет политических амбиций. У них нет опасений сказать что-то, что рассердит начальника и оставит их без "кормушки". Они напрочь лишены политических и властных амбиций. Значит, они должны работать на четкую информацию. Им нужен абсолютно четкий лифт до президента, потому что президент должен получать информацию напрямую, только тогда он сможет принять правильное решение. Потому что на самом деле он должен определять стратегию.
Кадыров призвал "объявить вне закона все радикальные движения, партии и группы". Почему до сих пор это не сделано?
— Безусловно, это нужно, почему это до сих пор не сделано, не понимаю. Мало объявить, нужно работать с ними. На практике получается следующая картина. Берется какая-то группировка, например, поволжский джамаат, он объявлен вне закона, и дальше что? От этого не холодно, не жарко. Они как работали, так и работают вне правового и вне конституционного строя. Это альтернативные системы.
Поэтому объявить вне закона — хорошо, но нужно и работать с ними на тех же условиях, которые мы объявили. Кадырову при всей любви или не любви к нему удалось навести у себя порядок. Значит, методика его правильная. Почему в Дагестане нельзя поставить своего Кадырова? Почему в Волгограде нельзя поставить хорошего губернатора и во всех регионах? Ведь идет война против России. Все эти вроде как отдельные вещи: Нижний Новгород, Арзамас, Бирюлево и прочее, на самом деле — это единое поле.
Эксперты говорят, что Волгоград стал целью террористов из-за близости к Кавказу. Но, к примеру, добраться из Махачкалы в Москву на автобусе — дело нескольких часов. Почему террористы бьют именно по Волгограду? Не говоря уже о том, что рядом много других крупных городов — та же Астрахань и т. д.
— Волгоград — это стратегический пункт перемещения по России. Как на Украине есть стратегическое место по перемещению — Хуст, город на Западной Украине, то же самое у нас Волгоград, только поэтому. Город на Волге — это узловое место, это первое.
Второе… Волгоград является центром поволжского джамаата. Это очень мощная организация, которая работает и с Хизб ут-Тахрир, и с другими подобными организациями.
Однако не стоит думать, что боевики готовятся только в Волгограде. Базы подготовки боевиков расположены в Бурятии, Башкирии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Казахстане
В любом регионе прямая обязанность начальника ФСБ, за что они получают деньги, — знать, где что происходит. Для этого нужно построить агентурную сеть, не пьянками заниматься и рейдерскими захватами, а конкретно своей работой. Знать, что где происходит, подключить работу в тесном контакте с сотрудниками МВД, то есть работать "в поле".
Какие регионы в РФ наиболее опасны с точки зрения деятельности радикальных исламистов?
— Практически все. На самом деле это как паутина наложена — у них большая разветвленная сеть. Есть ключевые регионы: Поволжье, Башкирия, практически весь Кавказ, Татарстан, Бурятия, это регионы, с центрами в Перми, Пензе, Челябинске, Оренбурге. Притом они совершенно разного толка.
Например, в Бурятии — уйгурская группировка, которая находится в Китае, очень сильная группировка националистов. В Челябинске — это сильнейшая группировка, которая в Кустанайской области в сопредельном государстве находится там боевики — исламисты. Там чечены, ингуши, которые участвовали в боевых действиях, а ведь это полторы тысячи штыков, это сила.
Это Федеральная служба исполнения наказания, где на зонах под видом активов готовят боевиков за наши федеральные деньги и "подогревают" (финансируют) администрацию колонии, администрацию ФСИН и местных правозащитников.
Такой пример: ИК №4 в Брянской области. Этот актив отдыхает в саунах, с телефонами vertu. Они тренируются на зонах и не просто "качаются", а тренируются убивать. За последние 4 месяца порядка 5-6 трупов, один упал с лестницы, второй ударился головой о бетонную стену, и есть даже заявители, отец одного из убитых, которого убил непосредственно актив вместе с оперативными сотрудниками зоны.
Это целая огромная сеть, которая предполагает и группировки националистического толка, славянского. Например, в Бурятии существует мощнейшая группировка, которая является староверческой и тоже работает с боевиками.
Бороться с этим нужно и можно, надо просто начать эту борьбу.
Все материалы по теме читайте здесь
В настоящий момент перед следствием и общественностью стоит много вопросов: почему именно Волгоград, кто организатор, и так далее. Практически все сходятся во мнении, что эти теракты - это атака на Олимпиаду в Сочи. Согласны ли вы с этим?