Расшифровка иероглифов и находки новых артефактов, пока не в состоянии пролить свет на историю древних майя. Вопросы только множатся и не видно конца сомнениям историков.
Археологическое городище Типан-Чен-Виц (Tipan Chen Uitz) в округе Кайо находится в 17 км к югу от Бельмопана. Несмотря на такую близость к столице Белиза, о существовании руин цивилизации древних майя официально сообщили только в 2009 году. На сегодняшний день Типан-Чен-Виц является одним из пяти крупнейших городищ древних майя в Белизе и по-прежнему продолжает делиться своими тайнами.
Типан (так его называют устно) состоит из семи площадей, пяти дворов, такого же количества храмов, стадиона для игры в мяч в форме буквы Т, дворцового комплекса, достигающего более 20 метров в высоту. Три сохранившиеся дороги соединяли его с меньшими по размерам соседними городищами Йашбе и Кахаль-Виц-На, которые находились в подчинении Типан-Чен-Вицу. Последнее, может быть, играло роль столицы царства.
Почти полностью сохранился расколотым на два больших куска монумент (1,4 метра в длину, 0,7 м в высоту и 0,2 м в ширину) с изображением игрока в защитном снаряжении, который приготовился отбить массивный каучуковый мяч. Находка была сделана в 2015 году. Благодаря незначительным повреждениям и умеренному выветриванию камня, как и на других подобных памятниках, внутри мяча содержится иероглифическая надпись «9 нахб» - «шарик с девятью руками» (правда, не совсем понятно, относится ли этот размер к длине латексной полосы, используемой для создания шара, или к окружности самого шара), а также дата 7 Кими 14 Сек (скорее всего соответствующая 18 мая 716 года).
Глагол является производным от корня ч'ам - «схватить, взять». Обычно майя употребляли это слово для описания церемонии царской коронации, в частности взятия скипетра с изображением бога К'авииля. Там, где речь шла об игре в мяч, ранее оно не встречалось.
Значение глагола "взял" специалисты пока не могут вполне понять. Обращает на себя внимание изображение атлета, который в левой руке держит какой-то предмет, внешне похожий на веер или опахало. По одной из версий, в иероглифическом тексте говорится о взятии этого предмета или о некоем неизвестном нам этапе игры.
Тут же имеется надпись с именем изображенного игрока. Его удалось расшифровать лишь частично, как Тивооль-...-Хиш. Однако не приводится ни один из его титулов, так что вполне он мог быть и царем Типана, но доказательств, подтверждающих такое предположение, у историков нет. В настоящее время эту фразу читают так: "В день 7 Кими 19 числа месяца Касев тот, кто взял (мяч?) - Тивооль Чак (?) Йахм Хиш (Паук - Великий (?) Оцелот Волн)".
Еще один фрагмент панели с изображением игрока в мяч имеет размеры 0,8 метров в длину, 0,6 м в высоту и 0,2 м в ширину, но у неё, к сожалению, отсутствует около трети в левой части, правда, надпись сохранилась. Изображен момент, когда "эта фигура бросается вперед и подтягивает левое колено, опираясь на левую руку, как бы пытаясь ударить по мячу".
Судя по иероглифической надписи, перед нами Ханаахб-Ути'-Чаналь-К'ахк'а, "Нааххо'чанский владыка" Наах Хо' Чан в переводе может означать "Дом пятого неба" или "Первые пять небес". Название неоднократно упоминается в текстах майя классического периода как местность, населенная богами. Например, на капище в "Храме лиственного креста" в Паленке "юным Нааххо'чанским владыкой" назван Унен-К'авииль, один из богов "Паленкской триады".
Исторические личности носили такой титул крайне редко. Вот несколько примеров: некий "Нааххо'чанский владыка", вероятно, совершил ритуальное паломничество к пещере в Нах-Туниче в 745 году; на стеле из Тикаля "Священный Кукульский Владыка" Йихк'ин-Чан-К'авииль назван "Нааххо'чанским калоомте'"; на вазе неизвестного происхождения K0791 упомянут дух вахй из Нааххо'чана. Известный в определенных кругах американский исследователь Д. Стюарт полагает, что по представлениям майя существа вахй были темными силами, которых могущественные колдуны (каковыми были и правители) использовали для нанесения вреда своим недругам. Своих собственных вахй имели "Священные Кукульские Владыки", "Священные Баакальские Владыки" и прочие. Из текстов пещеры в Нах-Туниче и надписи на вазе K0791 следует вывод, что, кроме небесного царства, существовало и земное царство Нааххо'чан.
На монументах с изображением игры в мяч майя нередко увековечивали спортивное состязание между местным правителем и владыкой другого царства. Этот факт не позволяет однозначно ответить на вопрос, был ли Типан-Чен-Виц столицей Нааххо'чана.
Обращает на себя внимание надпись на кольце со стадиона в Наранхо с упоминанием персонажа со сходным именем Ути'-Чаналь-К'ахк'. Если допустить, что в обоих случаях говорится об одном и том же человеке, то это свидетельствует о тесной связи Типана с Са'альским царством. В настоящее время историки пока далеки еще от мысли отбросить мифологическую интерпретацию текста из Типана, где речь могла идти о легендарном событии из прошлого, об игре, в которой принимали участие боги и которую теперь должны были воссоздать земные цари. Известно, что майя в своих текстах нередко прибегали к параллелям между современным им событием и деяниями богов или легендарных предков.