Экс-шеф "Моссада" — про образование Государства Израиль

Фото: israelnewsagency. com

Бывший директор израильской разведки "Моссад" и глава израильского Совета национальной безопасности Эфраим Галеви раскрыл обстоятельства образования Государства Израиль.

Основатель еврейской антитурецкой организации НИЛИ в Эрец-Исраэль румынский еврей Аарон Ааронсон со своими приятелями по подполью сыграли важную роль в принятии декларации Бальфура в 1917 году, что в конечном счете привело к образованию Государства Израиль. Декларация Бальфура по странной прихоти истории была опубликована в том же номере газеты "Таймс", где имелось сообщение об Октябрьской революции в России. Текст письма был включен в Севрский мирный договор с Османской империей и Британский мандат в Палестине.

"Уважаемый лорд Ротшильд, имею честь передать вам от имени правительства Его Величества следующую декларацию, в которой выражается сочувствие сионистским устремлениям евреев, представленную на рассмотрение кабинета министров и им одобренную: "Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране". Я был бы весьма признателен вам, если бы вы довели эту декларацию до сведения Сионистской федерации. Искренне ваш Артур Джеймс Бальфур".

До сегодняшнего дня появление этого опубликованного в прессе письма (от 2 ноября 1917 года) министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура к Лайонелу Уолтеру, второму барону Ротшильду, историки приписывали главным образом деятельности Хаима Вейцмана — на тот момент президента сионистской организации в Англии, а спустя 30 лет — первого президента Израиля. Выдающийся биохимик Вейцман открыл способ промышленного получения ацетона из кукурузы. Ацетон необходим при изготовлении кордита для малых и больших боеприпасов. Для производства одной тонны ацетона требуется очень много дерева, но Англия бедна лесами и зависела от ввоза древесины. Химик помог решить насущную проблему. Занимая руководящие должности в лабораториях британского адмиралтейства, Вейцман уделял время лоббированию высокопоставленных британских политических деятелей, чтобы добиться создания еврейского государства в Палестине.

В последнем выпуске британского еврейского журнала Fathom, посвященном столетнему юбилею декларации Бальфура, экс-разведчик Эфраим Галеви, основываясь на секретных архивных документах, отмечает значение еврейского подпольного движения, возглавляемого Аароном Ааронсоном.

Согласно Электронной еврейской энциклопедии, организация НИЛИ, основанная братьями Ааронсонами в 1915 году, должна была "всеми средствами способствовать поражению Турции в войне; большинство ишува (собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль до создания государства Израиль) и его руководства относилось, однако, к этому крайне недоброжелательно, оценивая как аморальную ее разведывательную деятельность в пользу англичан и опасаясь турецкой мести за нее".

Именно эти десятилетиями продолжавшиеся разногласия и не позволяли отдать должное подпольщикам из НИЛИ и самому "Маку". Под псевдонимом "Мак" Секретная разведывательная служба Великобритании (SIS) хранила в тайне имя своего шпиона Аарона Ааронсона.

Из официального издания SIS, где анализируется британская разведывательная деятельность в период с 1909 по 1949 годы, Галеви узнал, что во время Первой мировой войны агенты НИЛИ собрали "богатую военную информацию через Палестину и Южную Сирию", чтобы после окончания войны создать в Палестине государство для евреев всего мира. Бывший глава "Моссада" далее сообщает, что в мае 2017 года офицер британской разведки, дислоцированный в Париже, написал директору Специального разведывательного управления Восточного Средиземноморья (EMSIB): "Вы, кажется, получаете через Мака хорошие материалы". Еще одно свидетельство роли Ааронсона было почерпнуто из слов капитана сэра Джорджа Мэнсфилда Смита-Камминга (легендарного основателя и первого директора SIS в 1909–1923), который отметил, что "они считают его (Ааронсона) очень ценным в Каире".

Двадцать лет спустя полковник Уолтер Гиббон, который в военном ведомстве в то время отвечал за разведку на Ближнем Востоке, предположил, что "во многом благодаря информации, предоставленной сетью Ааронсона, генерал Алленби смог так успешно провести свою кампанию в Палестине". Участник Англо-бурской и Первой мировой войн, фельдмаршал Эдмунд Генри Хинмен Алленби прославился в сражении у Мегиддо — классической битве с применением кавалерии. Кроме того, он наладил постоянное финансирование еще одного английского шпиона (Лоуренса Аравийского) и взял Иерусалим.

По мнению Халеви, Смит-Камминг, вероятно не намеревался ограничивать свои контакты с НИЛИ операциями по сбору разведывательных данных. Должно быть, именно по его просьбе находящийся в Лондоне Самуэль Ааронсон, брат Аарона, получил проект копии декларации Бальфура, которая была незаконно ввезена в Палестину, чтобы побудить шпионов НИЛИ на местах удвоить свои усилия по сбору дополнительной информации. Несколько загадочно Джеффри сообщает, что "Смит-Камминг к тому же поддерживал связь с сионистским лидером Хаимом Вейцманом, встречаясь с ним несколько раз в 1917 и 1918 годах, чтобы обсудить еврейские дела".

В своем очерке Халеви отмечает, что наиболее заметным вкладом Ааронсона в декларацию Бальфура является тот факт, что на заседание правительства Великобритании 31 октября 1917 года были приглашены только два сиониста: Ааронсон и Вейцман.

Когда в 1922 году британского дипломата Уильяма Дэвида Ормсби-Гора попросили подготовить для нового секретаря колоний Черчилля документ, в котором бы излагались обстоятельства, поспособствовавшие принятию декларации Бальфура, он отметил, что "этот вопрос впервые поднял британский писатель, политик, дипломат сэр Марк Сайкс в 1916 году, когда он обратился к доктору Гастеру (главному раввину испанской и португальской еврейской общины в Великобритании) и сэру Герберту Сэмуэлю (министру еврейского кабинета министров, а затем первому верховному комиссару Палестины). Тогда Вейцман был еще неизвестен. Сайкса продвигал генерал Макдунаг (директор военной разведки), поскольку всех самых успешных и полезных разведчиков из Палестины (все еще оккупированной Турцией) рекрутировали пробритански настроенные сионисты".

По поводу НИЛИ Галеви выразился в том духе, "что горстка полных решимости людей может преодолеть сиюминутные обстоятельства и благодаря силе своих убеждений завоевать влиятельных международных деятелей, чтобы те поддержали их дело".