"Над этическими представлениями атлантов довлели образы беспощадных и алчных божеств, и в культе большую роль играло ритуальное людоедство", — писал в своем мистическом сочинении "Роза мира" русский поэт и визионер Даниил Андреев. Если не брать в расчет мифологические представления, то историки выделяют около 25 культур, вплотную связанных с человеческими жертвоприношениями.
Археологические раскопки порой не подтверждают древние легенды о кровавых ритуалах, которые распространяли, чтобы опорочить своих противников (Юлий Цезарь про галлов), либо из воспитательных целей (Плутарх об обычае спартанцев сбрасывать со скалы ущербных новорожденных) и так далее. Зачастую рассказы о человеческих жертвоприношениях, согласно данным археологии, теряли свою былую масштабность или сводились к спорадическим эксцессам. Ученые-гуманисты связывают возникновение практики ритуальных человеческих жертвоприношений с признанием сакральности крови как воплощения жизненной силы человека.
Ритуальные человеческие жертвоприношения на территории нынешней Европы практиковались в эпоху верхнего палеолита. Жертвы отбирались в зависимости от возраста, пола и физического здоровья. В целом ряде археологических памятников обнаруживаются среди кухонных отбросов человеческие кости. Понятно, что этих людей съели, но как доказать, что это было именно ритуальное поедание человека, а не голод?
В эпоху династии Шан проводилось немыслимое количество ритуальных убийств. В 1928 году на месте последней шанской столицы Иньсюй, расположенной в районе современного города Аньян в провинции Хэнань, в жертвенных ямах найдены останки 13 тысяч человек, в основном мужчин в возрасте от 15 до 35 лет. До XVII века вместе с китайским императором периодически хоронили его приближенных, не пожелавших жить после смерти хозяина.
В ацтекском храме города Теночтитлан в своем время были найдены остатки "стены черепов", представляющую собой деревянную стойку, которая предназначалась для выставления на всеобщее обозрение черепов военнопленных или жертв ритуального убийства. Конкистадоры, уничтожившие на корню цивилизацию ацтеков, использовали это в качестве аргумента, оправдывающего их собственную жестокость.
Приношения в жертву у инков никогда не достигали такого размаха, какой им придавали их американские современники ацтеки. Они совершались в исключительных случаях, например, когда умирал знатный инка или правитель, после чего с ним хоронили его жен и слуг. Поводом для жертвоприношения была религиозная церемония "долг правителя", или "большое подношение", которая проходила в критические моменты жизни в Инкской империи.
В городе Чичен-Ица древние майя окрашивали своих жертв в синий цвет и, посвятив их богу молний, воды и дождя Чаку, сбрасывали в колодец. Некоторые археологи убеждены, что лишь в редких случаях игра в мяч, о чем свидетельствует изобразительное искусство майя, заканчивалась лишением жизни игроков проигравшей команды.
История человеческих жертвоприношений в Древнем Египте насчитывает около пяти тысяч лет. Первые жертвы были найдены у могил первых фараонов в Абидосе, который время от времени служил столицей и был культовым центром бога подземного мира Осириса. Подобная практика стала менее распространенной или полностью прекратилась ко времени возведения пирамид Гизы около 4500 лет назад.
В храме посвященном богине Камакхья (ныне индийский штат Ассам) человеческие жертвоприношения практиковались вплоть до XIX века, пока не были запрещены английским правительством в 1832 году. В 1565 году 140 жертв были обезглавлены только во время одного жертвоприношения. Считалось, что в каждой жертве воплощался сам Шива. Существовал и другой кровавый индийский ритуал: жертву у гондов душили, разрезали на куски, а затем хоронили в полях — для повышения плодородия.
В XVI веке японцы отказались от древнего ритуала человеческого жертвоприношения хитобасира ("живой столб"), когда жертву заживо замуровывали в одну из опор для будущего строения. Такой обряд должен был защитить постройку в случае землетрясения и прочих напастей. Античные источники свидетельствуют, что человеческие жертвоприношения были и в ранней истории Рима.
В мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила, называется "сульде" ("дух, жизненная сила"). Сульде правителя является духом — хранителем народа, которое воплощает его знамя. Во время войн для поднятия ратного духа армии сульде-знаменам, говорят, приносились человеческие жертвы.
Кельты - наименование для множества групп. Чаще всего так называют галлов и германцев. Описание человеческих жертвоприношений у кельтов делали их враги римляне с целью опорочить варваров.
Потенциальными жертвами могут стать люди с альбинизмом в Танзании, поскольку в этой африканской стране до сих пор практикуют магические ритуалы с использованием разных частей тела альбиносов. Как сообщало издание The Guardian, в 2015 году полиция арестовала около 32 врачей-колдунов, которые принимали участие в таких шабашах или торговали частями человеческого тела.