Человеческие жертвоприношения мы чаще всего воспринимаем как атрибут нецивилизованности. Между тем не все так однозначно. Недавно группа новозеландских антропологов опубликовала в журнале Nature статью, в которой говорится, что практика ритуальных убийств способствовала развитию в обществе классовой структуры и укрепляла господство власть имущих.
Чтобы доказать свою гипотезу, ученые собрали статистические данные по 93 традиционным австронезийским культурам. Австронезийскими называют народы, говорящие на так называемых австронезийских языках. К ним относятся отдельные народности острова Тайвань, Индонезии, Филиппин, Малайзии, Сингапура, Мадагаскара, Полинезии, Микронезии и Меланезии.
Считается, что когда-то все они говорили на едином праязыке, носители которого обитали в субтропиках на территории нынешнего Китая от Фуцзяня до Шаньдуна. Они занимались земледелием (выращивали просо и рис), а также мореходством. Австронезийцы строили суда с балансирами, являвшиеся прообразом катамарана, умели изготавливать ткани из луба (прообраз бумаги). В районе архипелага Бисмарка австронезийцы основали культуру лапитоидной керамики, которая еще в XIII веке до нашей эры охватила острова Фиджи и Тонга.
В IV-V тысячелетиях до нашей эры австронезийская общность распалась. Часть австронезийцев перебралась на Японские острова, где позднее ассимилировалась с коренным населением. Другая часть заселила Малайский архипелаг и Индокитай, северное побережье Новой Гвинеи, Полинезию и Микронезию. Наконец, в I тысячелетии нашей эры выходцы с Калимантана заселили Мадагаскар.
Для австронезийских племен были характерны ритуальные убийства с принесением человеческих жертв. При этом специалисты исследовали также уровень социальной организации этих обществ, который являлся обычно либо эгалитарным, либо иерархическим.
Эгалитарным называют общество, в основе которого лежит идея равенства политических, экономических и правовых возможностей для всех его членов. Противоположностью эгалитаризма является элитаризм. Элитарное общество делится на элиту и массу. В нем обычно действует иерархия — вертикальная социальная структура, на вершине которой стоит вождь или правитель, а в самом низу — простые подданные.
На следующем этапе авторы исследования построили древо языковой эволюции австронезийцев, которое могло служить объективным хронологическим показателем.
Выяснилось, что, хотя практика принесения в жертву живых людей существовала во многих мировых культурах, регулярно такие жертвоприношения практиковали лишь общества, отличавшиеся жесткой стратификацией, то есть социальным расслоением. Таковых среди вошедших в "подборку" оказалось две трети. Что же касается эгалитарных обществ, то только четверть из них занималась человеческими жертвоприношениями.
В основном жертвами становились рабы, пленные или преступники. Ритуалы были увязаны с общественно значимыми событиями, их исполняли вожди или жрецы, все происходило на глазах у племени или общины. Таким образом, жертвоприношение являлось социальным актом, скреплявшим власть и ее взаимоотношения с подданными. Ведь погибали исключительно те, кто стоял на низших ступенях иерархии.
Также принесение в жертву могло служить наказанием за какой-то проступок, что заставляло членов племени повиноваться вождю и установленным им законам и правилам, иначе их могла ожидать та же участь, что и ослушника.
Новозеландские ученые полагают, что именно институт жертвоприношений лег в основу сложной социальной структуры, в которой вождь имел верховный статус, а власть наследовалась.
Правда, не все участники научного сообщества согласились с этим выводом. Так, по мнению Джозефа Хенриха из Гарвардского университета, развитие культуры и общества было тесно связано с языковой эволюцией. Какие-то практики могли просто заимствоваться у одних культур и народов другими, например, при торговых контактах или завоевании.
Так что говорить об "эволюционной" роли жертвоприношений в человеческой истории пока преждевременно. Да и никем не доказано, что "кастовое" общество является более "продвинутым" или эффективным, чем-то, где у всех равные права. И в любом случае "укреплять власть" можно было бы как-то иначе, чем путем убийств…