В "сутолоке богов" Древнего Египта разобраться не всегда просто, что связано с отсутствием единой мифологической системы, а также со своеобразной религиозной автономией - в каждой области (номе) были свои боги. В прошлый раз в пантеоне египтян мы выделили солнечных богов. Но у египтян были и лунные боги...
Древнеегипетский пантеон начал формироваться уже в додинастические времена (конец V тыс. до н. э. — 3.100 г. до н. э.), когда были заложены основы разделения на солнечных, лунных и земных богов.
Самыми древними были лунные боги, поскольку ранние земледельческие цивилизации связывали сельскохозяйственный цикл с лунными фазами. Считалось, что зерновые получают от луны больше пользы, чем от солнца, а в религиозных гимнах говорится, что бог Луны "дарует плодородие в ночное время".
К лунным богам в древнеегипетском пантеоне относятся Тот, Хонсу, Осирис, Ях, Мин, Хор; богини Баст, Хатхор, Нут, Исида. Лунные боги связаны с культами плодородия, счетом времени (первым календарем был лунный), смерти и возрождения (ассоциируемыми с природными циклами).
Символами и атрибутами лунных божеств часто являлись бык/корова, баран (или рога барана), глаз (смотрящее ночное Солнце), зеркало, круг, змея, кот/кошка, крылья, лодка, полумесяц, столп/конус. Цвета лунных божеств: белый, красный или черный, в зависимости от фазы Луны.
С этой точки зрения интересна цепочка Ях-Хонсу-Тот-Осирис, являвшихся, по-видимому, ипостасями архаического лунного духа. Взаимосвязь этих богов, принадлежность к лунным богам можно определить по атрибутам: корона в виде полумесяца с покоящимся в нем диском полной луны, проявления в виде ибиса/сокола, покровительство счету (времени или жизни) и письму, знаниям, магии, земледельческим ритуалам.
Наиболее древним в этой триаде, вероятно, является Ях, который изначально олицетворял мужское "воинственное начало".
Слово "ях", собственно, и означает по-египетски "луна", когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Изображался он антропоморфно, либо в виде человека с головой сокола, а манифестациями (проявлениями) Яха были месяц и птицы ибис и сокол.
Эти птицы сближают Яха с другим лунным божеством — Хонсу, который также изображался с головой сокола.
Имя "Хонсу" означает "проходящий, пересекающий (имеется в виду небо) странник, путник". Часто он изображался в виде юноши, закутанного в плотно прилегающую одежду или в погребальные пелены, свободны были только его руки, целиком или частично. На голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны.
Упоминания о Хонсу как о боге Луны можно встретить уже в "Текстах пирамид". Однако облик его довольно своеобразен: Хонсу выступает как свирепое кровожадное божество (кровь также является символом лунных божеств), помогающее умершему царю охотиться на других богов, душить их и поедать, чтобы завладеть их силой: "Земля дрожит, небо содрогается и боги трепещут, когда поднимается этот Пепи правогласный".
Это заклинание входит в так называемый "Каннибальский гимн" "Текстов пирамид", но его уже не встретить в поздней редакции, например в "Книге мертвых". В среднеегипетских "Текстах саркофагов" Хонсу назван "яростью, сжигающей сердца".
А вот в эпоху Нового царства Хонсу выступает уже как "прекрасный ликом" юноша, дитя в фиванской божественной триаде (сын Амона и Мут). Теперь его ипостасями становятся "Хонсу-дитя", "Хонсу-проводник" и — пожалуй, главная из них, — Хонсу Хесеб Ахау ("Хонсу, исчисляющий время жизни").
Самым известным египетским богом с явными лунными атрибутами является Тот (Джехути), которого называли "серебряным диском", "ночным солнцем".
В "Книге коровы" рассказывается том, как Ра приказал Тоту быть его заместителем на небе, освещать землю, пока Ра светит мертвым в Дуате: "Сказало величество этого бога Тоту: "Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате".
Еще один лунарный сюжет, связанный с Тотом, включен в цикл мифов о тяжбе Гора и Сета за трон Осириса. В одном из эпизодов этого затянувшегося спора, коварный Сет пригласил ничего не подозревающего племянника к себе в гости, а ночью попытался совершить "над ним дело победы", то есть попросту изнасиловать его. Но благодаря предусмотрительности матери Хора — Исиды — все обернулось не в пользу Сета.
Чтобы очистить сына, Исида по его просьбе отрубила ему оскверненную руку, вместо которой у Хора появилась новая, а затем Исида и Хор поместили семя Хора на растение латук, бывшего излюбленным лакомством Сета, которое тот и съел к своему удовольствию. Сразу после этого Сет и Хор в очередной раз предстали перед судом богов, где Сет пытался дискредитировать племянника, сообщив о том, что ему, Сету, удалось сделать с Хором.
Но когда Тот, "Владыка истинных слов", воззвал к семени Сета, оно откликнулось из воды болота, куда Исида бросила руку Хора. Когда же Тот воззвал к семени Хора, оно откликнулось изнутри Сета, и вышло из его головы в виде золотого солнца. Разгневался Сет и попытался схватить золотое солнце, но Тот забрал его и поместил на свою голову. Это "золотое солнце" и есть Луна с которой связан Тот как воплощение лунного духа.
Тот чаще всего изображался в виде человека с головой ибиса (изогнутый клюв ибиса ассоциируется с полумесяцем, а черно-белое оперение воспринималось как указание на рост и убывание луны), но мог изображаться в виде павиана (павианы ночные животные, криками встречающие появление луны, они же встречали в Дуате умерших, приветствовали ладью Ра). Тот носит лунную корону, напоминающую корону Хонсу — диск полной луны, покоящийся внутри месяца.
Тот являлся божественным Судьей в Зале Двух Истин, поскольку упорядоченные изменения лунных фаз предполагают соблюдение твердо установленных законов, и в качестве бога Судьбы он отмерял продолжительность человеческой жизни прутом с зазубренным краем. В отличие от других лунных богов, связь Тота с земледельческими культами не очевидна. Но в его функции входила запись имени фараона на священной сикоморе, так что, он, вероятно, ассоциировался с духами деревьев (пережиток анимизма), которые также относятся к лунному культу. Ученые считают, что эта черта стерлась в результате его "специализации" и передачи части "полномочий" Осирису.
Осирис — наиболее явное проявление лунного духа в египетской мифологии, он ассоциируется с духом зерна, с циклами смерти и возрождения.
В одном из гимнов, посвященных Исиде, он прославляется как бог, "который является нам, как младенец, каждый месяц", что является свидетельством в пользу лунной природы. В гимне Осирису-Сокару читаем: "Славься, живая душа Осириса, увенчавшая его Луной". В одном из храмовых песнопений Осирис назван быком (символом плодородия, типичным лунным символом): "Бык, порожденный двумя коровами, Исидой и Нефтидой…Он потомок двух коров, Исиды и Нефтиды…".
Часть мифа о разрубании тела Осириса (Сетом) и соединении тела (Исидой) также можно связать с убыванием и прибыванием Луны. Смерть Осириса в природной интерпретации — это новолуние, а пик могущества — полнолуние.
Отметим, что расчленение тела умершего (а также кремация) связано с погребальным обычаем древних египтян раннего додинастического периода (забота о сохранении тела была ими перенята у пришельцев из Азии). Даже в "Книге мертвых" можно найти отголоски старых ритуалов: "Я — Огонь, сын Огня, кому дана была его голова после отсечения. Голова Осириса не была отнята от него; да не будет голова умершего отнята от него… ".
В более поздние времена синтез лунных божеств приводит к возникновению объединенных форм имен этих богов, например, Хонсу-Тот, Осирис-Ях, Сокар-Осирис, Ра-Осирис и пр.
В период Нового царства атрибуты солнечного и лунного божественных культов, а также культ умершего царя сливаются в универсальном божестве — Амон-Ра.
Амон — фиванский бог, связанный с древними земледельческими культами, символом которого был баран, что говорит о его лунной природе; Ра — древнее гелиопольское божество, "дневное солнце", а в "Текстах пирамид" бог-покровитель умершего царя, символом которого чаще всего являлся солнечный диск.
В гимне Амону-Ра мы видим слияние солнечного и лунного божественных атрибутов: "Была земля во мраке, и стал свет после того, как ты возник. Озарил Египет лучами своими, когда диск твой засиял. Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, левый же глаз твой прогнал тьму ночную".