Главная идея любой религии — спасение. Ну, то есть, чтобы еще немного и там пожить. Понятно, что у народов, стоящих на более низком уровне развития, и взгляды на "спасение" были примитивными, а вот если у народа было уже государство, каналы, житницы, то и пантеон богов был куда обильнее. Вот мы смотрим на Солнце, смотрим на Луну, а ведь у тех же древних египтян это были… Боги. Народ Египта даже жил по "часам богов".
Как известно, в Египте не было единых представлений о сотворении мира, несколько городов соперничали между собой за право на "истину" — это и Мемфис, и Фивы, и Гелиополь; в разные периоды культы их главных божеств (Птаха, Атума, Ра) становились общегосударственными. Но в итоге солнцепоклонники одержали победу. В разное время атрибутами солярных богов в Египте были солнечная ладья/баржа, крылатый диск, феникс/птица Бену ("душа" солнца), круг с точкой в центре, скарабей, урей/кобра, кот, сокол.
Наиболее широко известное имя египетского солнечного божества — Ра, однако это было бы слишком просто для египетской мифологии. С культом Солнца на протяжении развития древнеегипетской мифологии, помимо Ра, связаны боги Гор, Атум, Амон, Апис, Мону, Атон. Но наибольшее развитие получила триада Хепер/Хепри — Ра-Хорахти — Атум. В Туринском папирусе говорится: "Я Кхепера утром, Ра — в полдень, Атум — вечером". То есть перед нами три ипостаси древнего гелиопольского бога.
Хепри/Кхепера (воплощение жизненной силы солнечного творца) — это молодое Солнце, ипостась божества, обладающего самым мощным потенциалом творения, начинающего новый цикл. Иконография его разнообразна: и скарабей, и человек, у которого вместо головы скарабей; младенец с локоном юности и лунным серпом на голове (младенец ночи), по спине которого ползет скарабей (восходящее Солнце); солнечный младенец с диском на голове, сидящий на лепестках божественной лилии.
Ра-Хорахте — солнечный бог в полдень, олицетворяющий царственную мощь в зените. Внешне его иконография напоминает Гора (Гор как бог Солнца почитался в додинастическом Египте). Существовало несколько форм Гора, но наиболее распространенной стал сокол/человек с головой сокола. Двумя различными божествами были Гор-старший (брат Осириса) и Гор-младший (сын Осириса и Исиды). Гор Летополиса — сын божественной Хатхор, В Шедену (дельта Нила) его звали Гором двух глаз (Солнце и Луна). Были и другие Горы. В Летополисе был даже храм, посвященный Гору Безглазому, что, по всей вероятности, должно было представлять Солнце в момент затмения. Но позже он стал Ра-Хорахти — Гором обоих горизонтов (властителем неба), одной из основных форм сокологолового Ра, восседающего на троне с солнечным диском, обвитым змеей. Ра-Хорахти хранит души Востока, те, что должны пробудиться для новой жизни.
Достигнув вечера, стареющий Ра становится Атумом, который в Гелиополе воспринимался как творец мира, который "соединил в себе все". Иногда Атум принимает облик человека с головой овна, но может изображаться и в виде рыжего кота (одна из росписей изображает кота, отрезающего солнечным ножом голову змея хаоса — Апопа). Атум — это даритель северного ветра, который спасал египтян от палящего жара пустыни и дарил "свежее дыхание" несчастным жителям Дуата, подземного мира. Атума также изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове; он держит скипетр уас и крест анх.
Атум — это божество, которое покидает солнечную ладью Манджет (поэтически названную Ладьей миллионов лет) и переходит в ночную, черную ладью — Месектет, в которой и путешествует по часам ночи, становясь ночным солнцем в Дуате. Ошибочно считать Дуат (загробный мир Египта) подземным миром, поскольку это иной мир, за небом нашего мира, проход в который находится между северными звездами (в созвездии Большой Медведицы). Там в ночные часы путешествует Солнце, чтобы возродиться, начать новый день, победив силы хаоса.
Странствие Солнца по 12 ночным часам подробно описывается в книге "Амуат" (дословно, "О том, что в Дуате"). Она предназначена только для избранных, текстами из этой книги декорировались усыпальницы фараонов (особенно подробно эти записи можно увидеть в гробнице Сети I). Эта книга — часть тайного знания о вселенских процессах, о досотворенном мире, о водах хаоса и противоборстве с ними, о тайных местах загробного мира, где нет места человеку, он там даже не упоминается. Тогда как более известная "Книга мертвых", с ее заклинаниями, рассказом о загробном суде, страхом перед ним, — это для "простых смертных", для всех усопших, она только часть истинного знания.
Пройдем вместе с солнечным богом по 12 ночным часам, следуя книге "Амдуат". Первый час ночи (закат) — это время, когда солнечное божество "отмыкает печати" загробного мира, который изображается в виде лица Осириса, в его уста проходит солнечная ладья. Бога Солнца охраняют спутники, священные змеи; праведно умершие приветствуют его. Меняя формы и образы,
Солнце плывет в потоке "урнес" второй час ночи, его приветствуют "хлеборобы урнеса" — праведники, которым открыт тайный смысл вещей в ином мире, они предчувствуют новый цикл возрождения Солнца. Здесь боги-охранники ловят злых духов этого опасного места, которые могут помешать Солнцу двигаться дальше.
И вот ладья, везущая Солнце, засияла, меняя привычную форму, становясь золотой змеей — настал третий час странствия по загробному миру, где Солнце готовится встретиться с Осирисом, его приветствуют все правившие когда-то цари.
Настает время темных испытаний в четвертом часу, где начинаются пути загробного мира (рос-тау). Пересыхают потусторонние воды.
Это место песка и огня, куда все глубже погружается золотая змея в пятый час ночи — царство Сокара-Осириса, царство глубинной смерти (но внутри него уже есть непроявленная жизнь). В иконографии присутствует холм, на котором лежит мертвый сокол, но внутри холма есть яйцо, которое хранит Исида. И из него появится триумфальный сокол Сокар-Осирис, который хранит тело Осириса.
Именно с Осирисом (условно материальной оболочкой) нужно встретиться Ра (душе Солнца), чтобы, соединившись, превратиться в предвечное божество с потенциалом нового рождения, нового цикла вечности. И это главное событие шестого часа ночи.
Объединенное божество в седьмом часу ночи вступает в битву со змеем хаоса — Апопом. Апоп представляет собой противоположность Ра, что демонстрирует дуализм восприятия египтян. Он хаос в противовес порядку, ведь и свет невозможен без тьмы, его наличие в дуальном мире необходимо. Именно поэтому он в мифологии приходится братом Ра (правда рожденным другим способом). Великая мать, родившая солнечное божество Ра, увидев несовершенный мир, в сердцах сплюнула в бездну, и из этого плевка родился Апоп. Итак, в седьмом часу ночи повержен Апоп, обезглавлены его спутники — духи хаоса, Солнце движется к рассвету. Но… Если однажды Апоп не сумеет возродиться, то у Ра не будет противника, нарушится всемирный порядок, поэтому и змей должен жить! Его иглой и нитью "штопает" богиня дыхания Саукет для продолжения противоборства.
Восьмой и девятый часы — триумф Солнца и подготовка ладьи к путешествию к озеру умерших не по своей воле, в час, где царит такая непроглядная тьма (ведь это самый темный час перед рассветом), что Ра не хватает сил, чтобы ее разогнать. Но на помощь приходят светящиеся змеи, которые становятся проводниками.
В десятом часу уже присутствуют вместе все атрибуты божества, одновременно Солнце и Луна.
В одиннадцатом часу ночи Ра встречается со змеем времени, который запускает новый цикл, а в небо взмывает триумфальный Осирис, Сокар-Осирис запускает крылья вечности.
И вот долгожданный триумф — последний час ночи, который люди воспринимают как восход: солнечная ладья проходит через утробу исполинского змея. Засыпает Осирис, хранитель "времени джет", времени вечности, чтобы дождаться новой ночи, но он останется в потустороннем мире, тогда как новое Солнце взойдет на востоке. Боги в солнечной ладье, как и сам Ра, которые вошли в нее стариками, становятся молодыми, способными творить новый мир. Солнечный бог, соприкасается с Богом миллионов лет, который выталкивает его сквозь чрево богини-матери. И бог воздуха Шу возносит своими руками солнечную ладью на фоне солнечного диска. И Хепри восходит на востоке, начинается новый день.
"Слава тебе, пришедшему в этот мир!
Хапра — Возникший, мудрый творец богов,
ты, на престол воссев, озаряешь свод темного неба и богоматерь Нут,
что простирает руки, верша обряд, почести воздавая царю богов".
("Гимн Ра", папирус Ани)
И вот в это все они, древние египтяне, верили, и это составляло смысл их жизни…