Сегодня очень много говорится про экспансию Востока на Запад. Однако подобная экспансия уже была в истории. Еще в глубокой древности (на рубеже каменного и бронзового веков) жители юга Восточно-Европейской равнины мигрировали на Запад, где их стараниями возникали впоследствии многочисленные и вроде бы "чисто европейские" культуры. Узнать об этом ученым помогли археологические раскопки древних могил и достижения генетики.
"Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе кто ты!" — говорит известная народная поговорка. Но что, если мы ее немного переиначим? "Покажи мне, как у вас хоронят, и я скажу, какой культуре вы принадлежите!" Да, именно по этому принципу археологи и подразделяют древние культуры, поскольку погребальные обычаи многих древних народов столь же неповторимы, как и отпечатки пальцев!
И вот что интересно: одной из древнейших культур на территории Восточной Европы является ямная культура. Судя по названию можно предположить, что людей в то время хоронили в ямах и это действительно так. Но эти "ямы" могут нам сегодня рассказать очень о многом!
Начнем с того, что ямной называют археологическую культуру конца медного века — начала бронзового века (3600 — 2300 гг. до н. э.). Она располагалась на части территорий современных Молдавии, Украины, России и Казахстана — от Южного Урала на востоке до Южного Буга и низовьев Днестра на западе, и от предгорий Северного Кавказа на юге до Среднего Поволжья на севере.
Внутри данной культуры были выделены девять локальных групп родственных племенных образований. Большая часть земель ямной культуры была занята степями, поэтому основным видом деятельности ямников было кочевое скотоводство с элементами мотыжного земледелия по берегам рек. Ну, после погребения своих усопших, они еще и насыпали над ними курганы. Так что это не скифы первыми придумали таким вот образом отмечать могилы своих предков!
Историки выделяют три этапа в развитии ямной культуры. На первом этапе (1 -я половина — середина третьего тысячелетия до н. э.) поселения ямников носили временный характер, что было связано с их кочевым образом жизни. Некоторые ямные племена в этот период совершали походы против жителей Балканского полуострова, то есть вели себя достаточно агрессивно.
Второй этап (третья четверть — начало четвёртой четверти третьего тысячелетия до н. э.) ознаменован переходом ямных племен, живущих на западе, к оседлому образу жизни. Появляются их поселения на Днепре: Михайловское, Глупая Скала, Скала Каменоломня. Появляются региональные различия.
На третьем этапе (конец третьего — начало второго тысячелетия до н. э.) региональные различия усиливаются. На западе встречаются захоронения без курганов, появляются первые крупные изделия из меди. В конце третьего этапа ямная культура исчезает ввиду роста локальных различий и распространения других культур.
Представителям ямной культуры были присущи черепа с выступающим носом и крутым лбом. Население данной культуры вряд ли можно назвать однородным. У большинства ямников ярко выражены европеоидные антропологические особенности, однако археологи находят останки людей и с азиатскими и кавказскими чертами. Антропологи полагают, что ямники пришли с запада и впоследствии смешались с обитателями восточных степей.
Считает, что у ямников существовал патриархат, хотя имущественные различия между членами одного племени, судя по археологическим находкам, были небольшими. Интереснее другое: ученые, изучающие ямскую культуру, полагают, что их общество делилось на три социальные группы: жрецы, воины, и рядовые общинники. То есть все, как у древних индусов, где тоже были брахманы, кшатрии и вайшьи.
Племенами управляли вожди, причем осуществляли только гражданскую и религиозную власть. Ямники были язычниками и исповедовали культ предков. Считается, что жрецы занимали верхушку социального положения в племени. В основном служителями культа были мужчины, хотя были и женщины-жрицы, особенно в Приуралье. Жрецами исследователи считают людей погребенных с шилом и ножом.
Главная черта ямной культуры - это погребение умерших в подкурганных ямах, что и послужило основой для ее названия. Чаще всего тела закапывали, однако найдены два захоронения с обожженными костями, т. е. умершие были почему-то подвергнуты кремации. Более чем в половине могил останки были найдены археологами в положении лежа на спине, но почему-то с согнутыми в коленях ногами, головой на запад (в 20 процентах случаев — на восток) и раскрашенными охрой (природная краска желтого или красного цвета).
Старейшин племен хоронили в каменных ящиках и с раскрашенными черепами. Ящики слагались из четырех плит, установленных вертикально вдоль стен ямы и хорошо подогнанных друг к другу, и также перекрытия из плит. В окрестностях Мариуполя учеными были обнаружены захоронения, предположительно, воинов, с остатками деревянных четырехколесных повозок, датированными 3200 годом до н. э., что делает их наиболее древним известным сейчас типом колесного транспорта (ранее самыми древними считались телеги, найденные при раскопках на юге современного Ирака и датированные XXVI в. до н. э.).
Над погребениями знатных ямников сооружались стелы с изображениями вождей, предков, шаманов или божества Громовика, которого ямники считали основателем мира. Кроме погребений людей, были обнаружены также и захоронения домашних животных — коз, овец, свиней, коров и лошадей.
В ямные времена сложились достаточно крупные племенные объединения, которые совершали военные походы против жителей земледельческих районов. В обществе ямников существовали народное собрание, совет старейшин и совет военных вождей. В племенах были пастухи, объединявшиеся в бригады, и лица, в задачи которых входило лечение домашних животных. Предположительно, именно ямными племенами была одомашнена лошадь. На позднем этапе ямной культуры возникли начальные виды ремесел.
Основной частью погребального обряда ямников следует назвать предметы, находящиеся в могилах вместе с умершими. Но около 40 процентов захоронений не содержат никаких вещей, а в остальных найдены изделия из металла, камня, кости, керамики и др.
Чаще всего при обследовании ямных могил археологи находят медные ножи. Они имеют форму листа и длинные черешки. В погребении Кутулук в Самарской области был обнаружен т. н. "меч-скипетр", получивший такое название по причине своих размеров (50,6 см в длину при весе в 1,5 кг). Этот меч является самым большим орудием начала бронзового века во всем Поволжье.
К костяным изделиям, найденным в ямных захоронениях, относятся костяные рогатки, гарпуны, и т. н. "флейта Пана" — соединение из семи костей ног птиц и ожерелья из двенадцати костяных подвесок.
Также найдено немало могил с каменными топорами. Их основные виды -ладьевидные, треугольные, ромбические, обушковые. Материалом для их изготовления служили известняк, песчаник, гранит и базальт. Археологи полагают, что топоры были в большей степени орудием вождей, а не воинов. Ямным племенам была известна технология сверления камня.
Такой вывод был сделан исследователями на основании находки, сделанной в могильнике в районе города Хвалынск (Саратовская область). Там были найдены два топора с "цапфами". Они напоминают проушные топоры, однако не имеют лезвия и их лучше назвать навершиями. Скорее всего, ямники очень редко использовали проушные топоры. Из предметов, при изготовлении которых использовалось сверление камня, можно еще отметить молоты. На территории от Днепра до Дона, а также в низовьях Волги в женских могилах ямного периода были найдены молотоподобные булавы, которые исследователи считают предметами для совершения ритуального обряда.
Посуда, найденная в захоронениях ямников, представлена амфорами, горшками, кувшинами, мисками, кубками и чашами. Большая часть посуды плоскодонная или с незначительной вогнутостью. Вся она изготовлена способом ручной лепки из глины и чаще всего имеет коричневый цвет. Присутствует также веревочный орнамент по всей поверхности посуды в форме треугольников или параллельных линий.
Наибольшее представительство в могилах имеют горшки. Встречаются высокие горшки с расширяющимся кверху горлом, и низкие, с выпуклыми боками, и без ярко выраженного горла. Найдены несколько могил, в которых один горшок был помещен в другой, а в могильнике близ города Каменка в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике находился горшок, внутри которого лежала кость ребенка.
Найденные в могилах амфоры чаще всего весьма крупные. Делались с округлым дном. Ручки у них находились посередине или вверху. Кубки в основном встречаются в захоронениях жрецов. Они представляют собой воронковидные сосуды разных размеров и с расширяющимся кверху горлом.
Кувшины изготавливались с одной ручкой, имевшей форму петли и крепившейся к наиболее выпуклой части тулова или к краю венчика.
В Среднем Поволжье ямная культура была сменена полтавкинской культурой, на юге Урала и на Северном Кавказе — катакомбной, на территории от Днепра до Урала — срубной, на северо-западе современного Казахстана — андроновской. В любом случае это древнейшая культура металла на территории нашей страны.
Однако интереснее другое. По данным на 2015 год, генетиками было изучено 44 представителя ямной культуры, имевшие митохондриальные гаплогруппы: H, U5, T2, T1, U4, K, W, N1a, J, U2, I, X. 11 человек имели Y-хромосомные гаплогруппы: R1b (субклады R1b1a2a2-Z2103, R1b1a2-M269, R1b1a2a-L23 и R1b1a-P297 и I2a2-S12195 (последний образец может принадлежать к катакомбной культуре).
То есть к ямной культуре оказались практически генетически близки все основные европейские культуры эпохи позднего неолита и бронзового века: и скандинавская, и культура полей колоколовидных кубков и унетицкая. И широко распространенная в Европе культура шнуровой керамики тоже явилась результатом экспансии ямников с востока на запад!