Загадочные черепа и ритуалы древнего Дона

Палеоантрополог Елена Батиева

Не только инки славятся обычаем ритуальной трепанации черепа. На Дону палеоантропологи обнаружили останки со следами трепанации, в том числе ритуальной. Также в Нижнем Подонье была распространена искусственная деформация черепа. О древней истории Дона Pravda.Ru рассказала старший научный сотрудник Института аридных зон ЮНЦ РАН Елена Батиева.

 - Елена Федоровна, находки антропологов всегда вызывают интерес общественности. Ведь так можно ответить на вопрос, какими были наши предки. Но зачем исследовать кости в таких количествах и собирать коллекции скелетов?

 - Антропология (физическая или биологическая) исследует изменчивость человека. Это очень важное свойство, позволяющее нашему виду приспосабливаться и успешно выживать в разных условиях среды (и природных, и искусственно созданных самим человеком).

Чем больше мы будем знать, что происходило с человеком в прошлом, тем лучше будем понимать, как и почему, под влиянием каких факторов мы меняемся сейчас и как это может сказаться на будущих поколениях. В каком-то смысле антропологические исследования — это вопрос безопасности человечества.

Естественно, чтобы изучить изменчивость признаков в какой-то группе населения, недостаточно изучить одного-двух ее представителей. Нужно обследовать так называемую выборку, позволяющую достоверно судить о популяции в целом.

И вот тут есть существенная разница, как это происходит при исследовании современного и древнего населения. Можно сказать, что антрополог, изучающий современное население, сначала ставит перед собой какую-то задачу, а потом выбирает "объект" для ее решения. Он может не раз возвращаться к одной и той же группе, чтобы, например, отследить какие-то возрастные изменения.

А палеоантрополог сначала получает на руки какой-то "объект", а потом уже определяет, какие научные вопросы можно решить с его помощью. И проблемы при сборе необходимой выборки ему приходится решать совсем другие. Иногда нужны многие годы, чтобы собрать и изучить представительную выборку по какой-то группе древнего населения. Ведь невозможно заранее угадать, сколько костных останков, какой сохранности и какого времени накопают археологи.

При этом собранное надо где-то хранить, чтобы иметь возможность и продолжать исследование, и использовать разные методы. Ведь чем больше методов будет использовано, тем больше информации мы получим. Тем более что наука не стоит на месте, появляются новые методы и возможности.

А что за методы используются в антропологии? Наверняка они тоже отличаются при изучении современного и древнего населения.

 - К специальным антропологическим методам исследования относится антропометрия (измерение размеров и описание признаков человеческого тела и скелета) и метод восстановления внешности человека по черепу. Для этого существует специальный инструментарий, различные шкалы цветности, эталоны формы волос, разреза глаз и пр.

Естественно, если у живого человека можно определять форму и цвет волос, глаз, пигментацию кожи и т. п., то на скелете таких признаков нет. Хотя со временем и это может стать возможным благодаря палеогенетике.

Зато внешность человека по черепу восстановить можно. Насколько это просто?

 - Нельзя сказать, что просто, но метод уже хорошо отработан и широко применяется не только антропологами, но и криминалистами. Реалистичность получаемого образа достаточно высокая.

Конечно, скульптурная реконструкция — это пока еще слишком трудоемкая задача для того, чтобы ставить ее на поток. Она больше используется для "эксклюзивных" случаев, для воспроизведения внешности наших далеких предков или известных исторических деятелей.

Думаю, не только специалистам, но и широкой публике знакомы изображения синантропа, неандертальца, Тамерлана, Ивана Грозного и др., созданные Михаилом Михайловичем Герасимовым — российским антропологом, разработавшим сам метод антропологической реконструкции. Она признан во всем мире, а ученики и последователи Герасимова продолжают его развивать и использовать.

Меньше времени и усилий требует графическая реконструкция (по сути, один из этапов скульптурной реконструкции). С ее помощью можно делать серии рисованных портретов и изучать изменчивость некоторых элементов внешности представителей древних племен.

У меня в планах сделать когда-нибудь серию портретов населения Нижнего Дона разного времени. Пока сделаны только два портрета — "сарматской царицы" из Кобяковского могильника (г.Ростов-на-Дону, I-II вв. н. э) и жителя Танаиса.

Что же удалось узнать о донском населении после тысяч экспедиций и раскопок?

— Удалось установить много разных фактов, которые постепенно складываются в некую изменчивую картину истории палеопопуляций человека на Дону. Если говорить об облике населения, то до первых веков нашей эры оно принадлежало к различным типам европеоидной расы. А уже в раннем средневековье в регион с востока начинают проникать все больше представителей монголоидной расы.

Вообще, наш регион — это что-то вроде перекрестка, по которому регулярно в разных направлениях двигались людские потоки. Численность населения век от века также менялась, иногда очень резко, довольно точно следуя за климатическими изменениями.

В засушливые периоды донские степи буквально пустовали. Независимо от этнической принадлежности, во все времена кочевники-скотоводы плотнее всего заселяли дельту Дона и левобережье (наилучшие места для выпаса), а города и поселки строились на высоком правом берегу Дона.

Разные условия быта, традиционные практики и обычаи, привычные профессиональные нагрузки — все это по-разному отражалось на костной системе горожан и кочевников, и эту разницу также можно "прочитать" при антропологических исследованиях.

Еще одна тема, которой часто интересуются современники, - это необычные традиции, болезни и травматизм в древности.

— В принципе, мы в большинстве случаев наблюдаем патологии и травмы, хорошо знакомые нашим современникам. Кто не знает (даже на собственном опыте) такие болезни, как артроз и остеохондроз. Травмы пешехода, сбитого машиной, вполне могут быть похожи на травмы кочевника, сбитого несущейся лошадью.

Другое дело, что массовый учет и оценка различных патологий и травм позволяет восстановить особенности быта древнего населения, уровень его благополучия в разные эпохи. Ускоренное или резко несимметричное старение суставов свидетельствует о постоянной чрезмерной физической нагрузке.

Например, на донских материалах очень хорошо в этом смысле видна разница между горожанами и кочевниками. Жизнь "в седле" сурово сказывалась, прежде всего, на коленных суставах. Да и просто жизнь у кочевников была более суровой. Боевые травмы, множественные травмы скелета, повышенная частота травм голени — типичный перечень для воинственных всадников разных исторических периодов (скифы, сарматы, хазары и др.).

Есть, конечно, случаи, привлекающие особое внимание. Это случаи трепанации черепа — прижизненного или посмертного удаления участка кости из черепа в лечебных или ритуальных целях. Причем, часто разделить лечебные и ритуальные цели не так просто.

Самая простая причина трепанации — травма. Однако уже в глубокой древности, практически по всему миру, производились успешные операции при помощи специальных инструментов и тремя основными способами: выскабливание, прорезание, сверление и затем прорезание. При этом показания для проведения операции варьировались от удаления опухоли до изгнания дьявола.

На Дону также были обнаружены различные случаи трепанации черепа, в том числе и ритуальные. Самый яркий пример — захоронение семи человек в погребении эпохи энеолита (территория Ростова-на-Дону), в котором у пяти погребенных были однотипные трепанационные отверстия на "макушке".

Исследования похожих случаев на территории Ростовской области и Ставропольского края позволяют предположить, что на Юге России располагался своего рода центр ритуального трепанирования, выполнявшегося на достаточно высоком уровне.

А для чего черепа искусственно деформировали?

 - Мотивы такого обычая также весьма разнообразны: необходимость подчеркнуть свою племенную принадлежность, принадлежность к "избранным", стремление попасть в круг "избранных", следование традиционным представлениям о красоте и даже достижение лучшего здоровья.

Желаемая форма головы достигалась с помощью повязок и других приспособлений, которые носились почти с рождения и до полутора-двух лет. Есть также вид непреднамеренной искусственной деформации черепа, когда младенец в течение первых лет своей жизни долгое время лежит в люльке определенной конструкции.

В Нижнем Подонье искусственная деформация черепа была широко распространена в эпоху средней бронзы и на позднем этапе сарматской культуры. Судя по всему, она отмечала принадлежность к довольно воинственным кочевым племенам.