Украинский национализм является объектом не только для политических дискуссий, но и для научных. И для науки, конечно, основной интерес представляет вопрос "откуда есть пошел украинский национализм". И здесь исследователи натыкаются на весьма любопытные исторические факты — например, на давние притязания Украины на российскую Кубань.
В последние годы все, что происходит на Украине, становится главными новостями для жителей России. Переворот, инспирированный Западом, разгул украинского национализма, антироссийские шаги новых киевских властей, выход из состава Украины Крыма, поход укрофашистов на Донбасс с целью утопить в крови русское население, вспомнившее о своих законных правах.
Объединяет все эти новости одно: они, как это ни рассуди, все равно заграничные. При этом то, что вызревает в плане украинского национализма на российской территории, не замечается.
Во многом завесу приоткрывает книга, изданная недавно Южным научным центром (ЮНЦ) РАН. Академик Геннадий Матишов, возглавляющий ЮНЦ, озаглавил свой труд сознательно тревожно — "Исторические и геополитические угрозы национальной безопасности. Азово-Причерноморье и Прикаспий в XXI веке".
Читаешь и понимаешь: да, в плане политкорректности мы давно превзошли тех же американцев. В учебниках истории, и советских, и российских, о фактах, связанных с ростом и пестованием украинского национализма — фактически за счет всех остальных народов страны — не найти и полслова.
Мы почему-то до сих пор стесняемся сказать все, что необходимо, об украинском национализме, о его вождях и истоках. Еще больше мы стесняемся говорить об этом применительно к России.
Одна из самых значительных глав книги посвящена проукраинским культурным и протестным движениям в Краснодарском крае. Автор подробно описывает то, как веками складывался этнический и культурный облик населения Кубани, начиная с XVIII века.
Заселение этих богатых земель происходило в ходе расширения Российской империей своих южных границ. Именно тогда сюда были переселены сотни тысяч малороссов и запорожцев. Украинизация этой территории шла фактически до конца XIX века и закончилась при императоре Александре Втором.
Интересно, что в начале XX века, после развала Империи, существовала реальная опасность того, что во многом украиноязычная Кубань отойдет к Украине. Определенная часть кубанского казачества ратовала тогда за федерализацию либо вообще за отделение от России. Однако даже в правящей тогда в регионе Кубанской раде "самостийники" не смогли набрать большинство.
Мало кто знает, но в том, что в ходе Гражданской войны кубанские атаманы не сумели реализовать свои сепаратистские планы, большая заслуга принадлежит главнокомандующему Добровольческой армии генералу Антону Деникину и атаману Всевеликого войска Донского Петру Краснову. Первый горой стоял за целостность Российской империи, второй боялся, что после отхода Кубани к Украине вольный Дон возьмут в клещи.
Однако подобные настроения на Кубани именно сейчас умело подогреваются из Украины. Академик Матишов подробно описывает, как росли притязания украинских националистов на Кубань после распада СССР.
Они считают, что Россия незаконно присвоила "этнические земли Украины". Радикалы уверены, что поскольку на Кубани этнические украинцы составляют большую часть населения, их притязания вполне правомерны. И ладно бы эти голоса раздавались на Украине! В книге приводятся факты того, как на Кубани создавались и создаются такие общественные комитеты, как "Кубань с Украиной", различные инициативные группы по новой украинизации Кубани.
Как отмечено в книге, кубанское казачество всегда представляло силу, которую можно использовать в разных целях. Об этом свидетельствует интерес к нему со стороны зарубежных исследователей. Причем всплески этого интереса совпадают с кризисными и конфликтными процессами в России.
При этом казачество, в том числе и донское, эти авторы старались противопоставить русскому этносу. Правда, в конце "нулевых" интерес западного казаковедения к кубанскому казачеству резко упал. Казачество показало себя общностью, нацеленной на государственные структуры РФ. Оно позиционирует себя как квазигосударственная структура, а не этнос, стремящийся к самоопределению.
Так что же, выходит, под Юг России заложена украинская "мина"? Геннадий Матишов считает: "Не стоит преувеличивать "украинскую опасность" для Кубани, она вряд ли может стать основой для создания кризиса. В настоящее время идея украинофильства и кубанской независимости не пользуется симпатиями у большинства населения.
Официальным и народным признанием пользуется идея самобытности Кубани, но в составе России, неотделимо от русской нации…".
Ну, а дальше следуют "если". По мнению автора книги, ситуация может обостриться. Но для этого необходимы "ослабление вертикали власти РФ, укрепление украинского националистического государства, угроза массового насилия для славянского населения региона". На Юге России основным источником последнего, как считает академик Геннадий Матишов, безусловно, является радикальный ислам, который последовательно развивается в регионе.
Нынешние власти Украины при поддержке Запада могут использовать протестный потенциал на Кубани, прежде всего, с целью взять в геополитические "клещи" Дон, Крым и Донбасс и создать географически близкий центр влияния за пределами Украины. При этом они могут поддерживать появление новых, более мощных и агрессивных, непосредственно управляемых ими украинофильских организаций.
В книге также содержится детальный анализ сегодняшней ситуации на востоке Украины, называются источники поддержки украинского режима, ход военных действий в Донбассе с картами и диаграммами.
Чтобы написать книгу, понадобились многолетние научные исследования сотрудников ЮНЦ, многочисленные экспедиции на границу с Украиной, беседы с беженцами. Сейчас ученые продолжают работать по этой теме. Информационная война усиливается и остается надеяться, что научный взгляд на ситуацию даст нам возможность оставаться объективными.
Также по теме:
Украина: 24 причины для "гордости"
Какой хохол не мечтает стать арийцем