Современное антихристианство и неоязычество, подобно проказе, поражает без разбора всех и вся. Не остались в стороне, увы, и Россия, и все остальное постсоветское пространство. Особенно агрессивно себя повели национальные элиты, прежде не имевшие собственной государственности. Но нигде, как на Украине, власть так усердно не насаждает националистические мифы самого предосудительного свойства.
В недавно вышедшем двухтомнике советского и российского археолога, этнолога и антрополога, доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Виктора Шнирельмана "Арийский миф в современном мире" подробно разбирается деятельность некоего В. Шаяна. Этот тип, как свидетельствует Виктор Шнирельман, "начал свою деятельность во Львове, где еще в 1934 году, познакомившись с крестьянским ритуалом освящения зерна, попытался создать неоязыческую общину. Уже тогда его увлекали языческие мотивы, нашедшие отражение в его стихотворном сборнике "Орден Бога Солнца", вышедшем в 1936 году. В своей деятельности Шаян был не одинок. В 1934 году молодые интеллектуалы (Е. Пеленский, Б. Антонович, Б. Кравцов) начали издавать во Львове ежемесячный журнал "ДАЖбог", где националистические идеи переплетались с поиском дохристианских верований".
В годы Великой Отечественной войны Шаян дискредитировал себя сотрудничеством с УПА. Сначала этот прохвост сбежал в Германию, потом перебрался в Англию, где и опубликовал большинство своих поэм. Еще в 1945 году им инициировано создание Ордена рыцарей Бога Солнца, а в последние годы жизни этот деятельный активист общины украинских эмигрантов исполнял обязанности президента Украинской независимой академии наук.
"Лейтмотивом всех его произведений являлась скорбь по Украине, томившейся в неволе. Автор обращался с призывом о помощи к языческим богам Перуну, Дажбогу, Велесу, всячески превозносил языческую веру предков, взывал к памяти о доблестных казаках — "святых рыцарях" Украины — и их мужественной борьбе за освобождение родины", — пишет автор труда "Арийский миф в современном мире".
В попытке понять "дух наших предков эпохи до распада на отдельные арийские народы", Шаян обращался ко временам славянского язычества, которое, по его представлению, содержало "интуитивные познания наших предков". Главным и единственным богом он называл Сварога, который, с одной стороны, мог выступать в виде разных богов (Дажбог, Велес, Перун и другие), а с другой — был отцом всех этих божеств. "Одновременно Сварог, Дажбог и Перун составляли в его рассуждениях божественную троицу, — отмечает доктор исторических наук Виктор Шнирельман. — Учение Шаяна включало понятие о Прави, Нави и Яви, а также повествовало о вечной борьбе Перуна с мировым злом в лице Чернобога. Одним словом, в своих поисках Шаян во многом исходил из "Влесовой книги", считая ее истинной священной книгой украинцев. В наиболее полном виде его концепция изложена в книге "Вера предков наших", вышедшей в Канаде в 1987 году".
Шаян ополчался на "завистливого и мстительного" христианского Бога, "осуждал крестителя Руси киевского князя Владимира и считал 988 год тем рубежом, с которого начался не подъем, а, напротив, упадок украинской культуры, к чему привел отказ народа от своего своеобразия, выражавшегося прежде всего в верованиях. Новый культурный подъем Шаян связывал с ожидаемым возрождением язычества. В то же время он отдавал себе отчет в том, что создаваемая им религия не была простым слепком с давно ушедшей веры предков".
Шаян даже не отдает себе отчета в том простом факте, что крещение Руси — это не единовременный акт, а растянувшийся во времени процесс. Хорошо известно, что была христианкой вдова князя Игоря княгиня Ольга, скорее всего, крестившаяся во время своего визита в Константинополь летом-осенью 957 года. Христианство исповедовала не только бабка князя Владимира Ольга, но и его невестка, жена-грекиня, а может, и другие его жены — болгарыня или чехиня. Были христиане и среди его дружинников. Князь Владимир справедливо почитается крестителем Руси, но начал он не на пустом месте. Языческое общество Киевской Руси впитывало в себя элементы христианского культа, в том числе и через кириллицу. Надписи на славянской азбуке, изобретенной Кириллом и Мефодием, содержатся на сосудах (например, знаменитая корчага из Гнездовского кургана под Смоленском), на цилиндрах-замках из Новгорода. Историки предполагают: помимо сакрального значения букв, надписи делались княжеской администрацией с целью сохранности и учета имущества.
Украинский неоязычник отождествлял и древних "славян-русичей", и Киевскую Русь исключительно с украинцами. В его исторических штудиях главным смертельным врагом выведена Византия, откуда русским землям грозило рабство. По мнению Виктора Шнирельмана, "образ Византии здесь служил намеком на Россию, а христианство ассоциировалось с идущей из России идеологией. В украинских националистах Шаян видел бойцов переднего края, держащих "героическую оборону всего человечества от угрозы московского империализма и всего несчастья, которое от него исходит". Он побуждал их к героизму и самопожертвованию во имя освобождения родины. Иными словами, он был типичным представителем украинского национализма и не случайно стал одним из лидеров движения за "возрождение" "украинской национальной веры".
Именно по этой прозаической причине в 1990-е годы опусы Шаяна многократно издавались "в самых разных националистических изданиях на Украине и именно его считают своим "великим Волхвом" и учителем современные киевские неоязычники", пишет Виктор Шнирельман. И продолжает: "Правда, в отличие от Шаяна и многих других украинских националистов, глава киевских неоязычников Г. Лозко (Зореслава) винит в вековом угнетении украинцев не русских, а "семитскую монотеистическую идею, выступающую антиподом арийскому политеизму". Так, вопреки клятвам о преданности идеям Шаяна, она фактически отходит от них и движется в сторону "арийского" антисемитизма".
Вот еще одна любопытная информация. Оказывается, первая неоязыческая община, под названием "Соборный храм родной веры" (позднее переименована в "Общину святой украинской веры"), была создана последователями Шаяна в канадском Гамильтоне в 1971 году. В настоящее время ее возглавляет Мирослав Ситник. "С 1972 года в Канаде, благодаря энтузиазму Ларисы Тимошенко, был создан Институт им. В. Шаяна, где изучают его творчество и издают его рукописи", — пишет Виктор Шнирельман.
"Среди украинских эмигрантов, причем как специалистов, так и дилетантов, давно наблюдалась тенденция значительно углублять историю украинского народа и его государственности, — утверждает Виктор Шнирельман. — Наиболее популярной была идея о прямой преемственности, будто бы связывавшей украинцев с трипольцами и даже с местным палеолитическим населением". Напомним, наибольший подъем Трипольской культуры, распространенной в Дунайско-Днепровском междуречье, пришелся на период между 5500 и 2750 годами до нашей эры.
Вот что сообщает исследователь Виктор Шнирельман: "Впрочем, некоторые авторы предпочитали видеть древнюю основу украинского народа в роксоланах ("русые аланы", или "цари аланов", известные с II-III веков до нашей эры. — Ред.) или даже в кельтах. В любом случае даже некоторые украинские ученые-эмигранты настаивали на том, что украинцы не состоят ни в каком родстве с русскими или белорусами".
В своем безумии, подобные "ученые" готовы породнить украинцев хоть с вошкой, лишь бы не с клятыми москалями. Еще раз процитируем Виктора Шнирельмана: "Одну из наиболее экстравагантных теорий выдвинул выходец из канадских украинцев В. Пайк, доказывавший, во-первых, безусловную автохтонность украинцев едва ли не с палеолита, во-вторых, их широчайшее расселение по Передней Азии и Европе в глубокой первобытности и, в-третьих, приоритет украинского языка, письменности и сложных духовных представлений перед всеми остальными индоевропейскими и многими неиндоевропейскими традициями".
В своей книге Виктор Шнирельман сообщает, что современная наука относит к "ариям" "лишь ту восточную их часть, которая когда-то распалась на нуристанскую и индоиранскую ветви, причем затем последняя в свою очередь разделилась на индоарийскую, дардскую и иранскую ветви. Ни славяне, ни германцы в эту общность никогда не входили". Так какой же хохол не желает быть истинным арийцем?
Читайте также:
Украина обрубила корни и осталась одна
Русский мир хотели уничтожить мифами
Киев попал в тенета бандеровской галиматьи