Этот вопрос не относится к числу наиболее значимых, но тем не менее он волнует многочисленных пользователей Рунета. Звучит он так: "Почему жезл регулировщика окрашен в черно-белый цвет?" Несмотря на то, что миф был частично развеян к юбилею черно-белой палочки, до сих пор даются самые экзотические и, признаться, неожиданные версии этой истории.
Один из пользователей прямо так и написал: "Черный и белый цвета — это самые контрастные, следовательно, они лучше всего видны. По этой же причине также окрашены и шлагбаумы, и ограничители жд/переездов". Другие откровенно насмехаются над корыстолюбивыми гаишниками: "Это как в жизни. Бывает белая полоса, а бывает черная. Так и у них: белая — это куча денег, а черная — вовсе без денег".
Интересно, почему именно черно-белый жезл стал символом инспектора ГИБДД, а не какой-то другой атрибут? В современной инструкции с изложением правил дорожного движения читаем: "Для регулирования движения регулировщик использует жезл, окрашенный в черный и белый цвет или жезл с красным светоотражающим диском". И когда вы в последний раз видели его в руках сотрудника ГАИ? А попросите-ка ребенка нарисовать дяденьку милиционера или полицейского, который руководит движением. Что у него будет в руках?
Документально зафиксировано, что 27 апреля 1939 года вступил в действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, в соответствии с которым предусматривалось введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого регулировщик осуществлял движение на дорогах. Собственно говоря, этот день принято считать днем рождения жезла. И все-таки, и все-таки…
В начале прошлого века градоначальник Санкт-Петербурга генерал-майор Даниил Драчевский издал распоряжение об обеспечении регулировщиков специальной деревянной тростью белого цвета длиной около 90 см, которую нужно было носить с собой в кожаном чехле.
Если этим новым для регулировщиков (впрочем, тоже недавно появившаяся профессия) аксессуаром тот указывал на мотор (по тогдашнему — автомобилю), шофер должен был остановиться. Если жезл взмывал вверх и начинал вращаться, все без исключения участники дорожного движения замирали в ожидании.
Десятилетием позже, уже в первой рабоче-крестьянской стране, жезл регулировщика, продолжая оставаться белоснежным, начал уменьшаться в размерах. Лишь в конце 1922 года их заменили на красные с желтой рукояткой. Революция цвета в революционной стране произошла не по идеологическим соображениям.
Во времена НЭПа можно было передохнуть от идеологии. Красный цвет лучше привлекает внимание участников движения, а не потому что он "с красным знаменем цвета одного". И была эта предшественница на один сантиметр менее полуметра. Вооруженные таким предметом регулировщики торчали на всех более или менее оживленных магистралях крупных городов. Время светофоров еще не наступило.
Скупые движения красной палочки с желтой ручкой (по инструкции регулировщику запрещалось делать лишние движения, а только опускать или поднимать жезл) продолжались вплоть до 1933 года, когда были запрещены. На фото и кадрах кинохроники видны размахивающие руками в белых крагах одетые в белое постовые. Белая гвардия вернулась в СССР всерьез и надолго. Да и палочки им тоже вскоре вернули. Выше мы уже приводили указ от 1939 года. Вот тогда-то жезлы и стали привычной для нас черно-белой расцветки. Почему?
Самое распространенное объяснение: контрастное сочетание белого и черного цвета лучше всего заметно в темноте. Кстати, в те времена и светофоры были черно-белыми. Несколько позже психологи стали утверждать, что самыми действенными с точки зрения влияния на человека цветами являются: черный, белый и красный.
К такому объяснению присовокупили еще и красивую версию. С николаевских времен — не того Николая, которого вместе с семьей расстреляли, а его прадеда Николая Павловича — стояли на дорогах и заставах российских черно-белые будки. Верстовые столбы также были выкрашены в эти два цвета.
Первые образчики таких жезлов делались из дерева. Они были воздушны, словно конфеты птичье молоко, и удобно ложились на ладонь. Времена "оттепели" оказались также и временами всяческих экспериментов. Как и в период НЭПа палочки на время изъяли из обращения.
Милиционеры без них вертелись всего три годика: с 1961 по 1963. И только в одной Москве. Но чиновники в погонах признали эксперимент удачным и волна изъятий черно-белых палочек прокатилась по всему Союзу. Регулировщикам пришлось разводить руками, как в буквальном, так и переносном смысле слова.
В 1969 году черно-белые жезлы не просто обрели новую жизнь, они и выглядеть стали по-новому. Вместо дерева — пластик, вместо древесины — полость либо со встроенной подсветкой, либо со световозвращающим покрытием.
В 1980-х годах даже разработали "универсальный жезл". На его белых полосах наносились номера угнанных машин, позывные сигналы патрульных машин и прочая нужная информация, а в жезл был встроен фонарик, компостер для пробивания "дырочек" в правах (три прокола — лишение) и свисток.
Ну как после такой истории брать в руки примитивный дисковый жезл со светоотражающей красным глазком?
Читайте также:
Мельница мифов: Слава подвигу "Варяга"!
В кустах с радаром сидят недаром