Артиллерийский террор: от Франции до Украины

Артиллерийский террор против мирного населения юго-востока Украины, развязанный властями Киева, запомнится всем и надолго как гнусное торжество геноцида и бесчеловечности. Однако принципиально нового украинские военные и политики ничего не изобрели. А первое применение методов артиллерийского террора имело место еще в годы Первой мировой войны.

Как-то раз, еще в советское время, мне довелось присутствовать на уроке истории по теме Первой мировой войны. Понятно, что учительница нервничала, но все было неплохо до тех пор, пока бедная женщина не решилась сделать мне приятное, и не сказала, что "в годы войны немцы сделали огромную пушку "Большая Берта" и обстреливали из нее Париж". И что бы вы думали, даже тогда, когда мы об интернете даже и не помышляли, в классе нашелся юный вундеркинд, который поднял руку и сказал, что вы, мол "Марь Иванна" не правы и что это была не "Берта", а пушка "Колоссаль"!

Вывод из этой истории один — не уверен на все сто процентов, не говори, тем более в классе перед учениками. Но как бы там ни было, многие и сейчас почему-то уверены, что Париж обстреливала именно "Большая Берта". На самом деле эта действительно впечатляющих размеров мортира калибром 420-мм предназначалось для разрушения укреплений, имело колесный ход и дальность стрельбы всего 14 км, а так близко к Парижу немецкие войска не подходили никогда! Во время Первой мировой войны немцы применяли это орудие при осаде хорошо укрепленных французских и бельгийских крепостей. Чтобы сломить волю к сопротивлению и вынудить к сдаче гарнизон форта численностью в тысячу человек, требовались всего две такие мортиры, сутки времени и 360 снарядов. Союзники на Западном фронте назвали эти гаубицы "убийцы фортов".

Что же касается пушки "Колоссаль", также известной, как "Труба кайзера Вильгельма", то это орудие появилось уже в конце Первой мировой войны в 1918 году, когда немецкие войска во время своего последнего наступления подошли к Парижу на сто километров. Создать это "чудо" разрушительной военной техники предложил работавший на концерн Круппа профессор Фриц Раузенбергер.

Дело в том, что проведенные им эксперименты дали на первый взгляд странный результат: максимальная дальность стрельбы из тяжелых орудий всего достигалась при угле наклона ствола от 50 до 55 градусов, а не 45 градусов, как это следовало из теории. Впрочем, причину нашли быстро. Чем больше высота, тем более разряжен там воздух. Он меньше тормозит снаряд в полете и тот летит дальше, чем, если бы им стреляли по пологой траектории.

Профессор предложил построить основанное на этом принципе сверхдальнобойное орудие, и военные идею одобрили. Конечно, им хотелось получить крупнокалиберное орудие, способное стрелять снарядами с большим зарядом взрывчатки. Но оказалось, что снаряду необходимо сообщить скорость 1600 м/сек, из-за чего диаметр ствола более 210-мм неприемлем. Затем выяснилось, что сам ствол должен иметь длину более 30 м (!) и что сделать такой ствол одновременно и легким и прочным практически невозможно. Невозможно также изготовить ствол с нарезами внутри трубы такой небывалой длины. Поэтому придумали следующее: 28 метров идет нарезная труба, а дальше на нее навинчивается 6-метровая гладкая труба-насадка. Понятно, что такая конструкция весом 138 тонн прогибалась даже под собственным весом, поэтому ствол укрепили системой растяжек!

Наконец, снаряд. Его было решено делать с готовыми нарезами, а чтобы он очень прочно входил в ствол, покрывать их слоем меди. Чтобы газы не вырывались наружу в гладкой части ствола, на снаряде установили еще и специальное медное кольцо. Но заряд взрывчатки в снаряде составлял всего семь килограммов, так что о большом разрушительном действии нужно было сразу забыть. Ну, а сама орудийная установка получилась весом 256 тонн и была смонтирована на специально разработанной для этого платформе.

Масса снаряда — около 120 кг, порохового заряда — 180 кг, дальность выстрела — 130 км, при максимальной высоте траектории около 40 км. Самое интересное, однако, заключалось в другом. Поскольку движение снаряда по стволу с такой огромной скоростью его сильно изнашивало, каждый последующий снаряд имел диаметр чуть больше предыдущего и даже специальный номер. Снаряды выстреливались в строгой последовательности, причем после израсходования комплекта производилась плановая замена ствола. Изношенные стволы экономные немцы рассверливали до больших калибров (224 и 238 мм) и использовали снова уже с новым комплектом снарядов!

Поскольку именно моряки обладали большим опытом в использовании крупных орудий, стрелять из нее поручили морским артиллеристам. Орудийный расчет составили 80 моряков во главе с адмиралом — вот какое значение германское командование придавало успешным действиям этой пушки! Замаскировали орудие в лесу, вокруг которого разместили несколько батарей меньшего калибра, создававших своими выстрелами "шумовой фон" и дезинформировавших противника относительно местоположения "Парижской пушки". Время полета снаряда до цели составляло около трех минут, но, конечно, где они падали и как взрывались, никто из стрелявших не видел. Ну, а о том, чтобы стрелять по объектам в Париже прицельно даже и речи не шло!

Всякий раз после выстрела поперечные колебания ствола продолжались от двух до трех минут. Ствол быстро изнашивался и выдерживал не более 65 выстрелов. Кроме того поскольку калибр орудия с каждым разом становился все больше, никакая подгонка снарядов с нарезами, естественно, не могла полностью компенсировать этого износа. Поэтому давление в стволе падало и, соответственно, дальность выстрелов уменьшалась.

Первый выстрел по Парижу "Парижская пушка" сделала 21 марта 1918 года. И, разумеется, что таинственные взрывы, следовавшие в городе один за другим в разных местах, вызвали растерянность и панику среди парижан, так как происходили внезапно и от непонятных причин. Затем военные обнаружили осколки и сообразили, что с немецкой стороны ведет огонь по городу некое суперорудие небывалой дальнобойности. Тем не менее, разрушения в городе были не очень велики — сказывался относительно небольшой калибр и малый заряд взрывчатки в снарядах.

Самым заметным эпизодом летнего обстрела стало прямое попадание в церковь Сен-Жерве, где в тот момент шло богослужение и где погибло сразу более 60 человек. А так снаряд мог упасть и в парк, и в Сену, и взорваться где-нибудь на пустыре. Многие парижане, спасаясь от этой угрозы, действительно уехали из Парижа, но это ничуть не отразилось на работе его военных предприятий. Всего же было из пушки "Колоссаль" было произведено, по разным данным, от 320 до 370 выстрелов, которые в общей сложности убили 250 и ранили 620 человек.

Так что можно считать, что это было никакое не военное орудие, а исключительно средство "городского террора". Ну, а немцы, знавшие о том, что их "орудие невиданной мощи" разрушает Париж, могли радоваться и надеяться, что вот-вот, еще немного и он падет, а там глядишь, и Первая мировая война закончится — все точно так же, как происходит и сегодня на Украине! Однако в данном случае все усилия "сумрачного тевтонского гения" оказались потраченными впустую. Успех Первой мировой войны решался в первую очередь на поле боя, где на германские окопы волна за волной наползали тысячи английских и французских танков, и на море, где к этому времени целиком и полностью господствовал британский флот. В итоге артиллерийский террор германцам не помог!

Впоследствии уже в годы Второй мировой войны немцы также пытались создать сверхдальнобойное орудие под названием "Помпа высокого давления" или "Тысяченожка", для обстрела территории Англии через пролив Ла-Манш. Однако и этот проект оказался провальным.

Читайте также:

Первая мировая стала революцией в артиллерии

Как развивалась артиллерия в Первую мировую войну

Столетие начала Первой мировой войны

Собаки на фронтах Первой Мировой Войны

Папа Франциск на выступлении к 100-летию Первой мировой войны

Начало Первой Мировой войны