Человек, никогда не бывавший в Помпеях, но державший в руках книгу об античной истории или искусстве, скорее всего видел красочные фрески из виллы Мистерий. Фотографиями этих наиболее сохранившихся фресок часто иллюстрируют подобные книги. Но даже сохранившиеся артефакты время от времени требуют реставрации, иначе все можно безвозвратно потерять.
Вилла Мистерий или Villa dei Misteri, в старых книгах и журналах также встречалось название Villa Item, была построена за городскими воротами города Помпеи в первой половине II века до н.э. Некоторые относят строительство виллы Мистерий к 30 году до н.э., но с той поры она постепенно разрасталась и раскинулась на площади около 40 тысяч кв.м. Элементарная арифметика показывает, что к моменту извержения Везувия в 79 году, когда погибли Помпеи, строениям было уже больше двухсот лет.
На протяжении столетий этот загородный дом не один раз менял своих владельцев, неоднократно переделывался (особенно после сильного землетрясения 62 года) и подобно многим другим древнеримским поместьям, функционировал то как роскошный дом, то в качестве сельскохозяйственной фермы. Об этом свидетельствуют сохранившийся виноградный пресс, емкости для вина, несколько больших помещений под кухни, сады, храмы, мраморные статуи. Словом, все, что необходимо и для сельскохозяйственных работ, и для приема гостей. Однако самым примечательным на вилле Мистерий, безусловно, являются ее знаменитые фрески.
Читайте также: Храмы Помпей ориентировались по звездам
В небольшой зале (7×5 метров), на ярко-красном фоне изображены 29 фигур в полный рост. Эти живописные сценки интерпретируются как ритуал посвящения в таинства дионисийских мистерий. Древнегреческого бога виноделия Диониса римляне звали Bacchus — Вакхом или Бахусом. Отсюда другое, латинское наименование мистерий — вакханалии. "Церемония лишена смысла, и бесполезно искать его — это просто исполнение священной необъяснимой игры — вакханалии. Здесь нельзя говорить ни о скрытом замысле, ни об искренности; перед нами просто актеры, поглощенные игрой. Эти "мистериозные" (то есть предназначенные для посвящаемых — мистов) явления соприкасались с сексуальностью и миром мертвых. Мы никогда не узнаем, что это такое, — и, однако, мы их знаем в силу самого нашего существования, как через желание, так и через смерть", — утверждает в своей книге "Секс и страх" современный французский писатель Паскаль Киньяр (Pascal Quignard). С какой целью была создана эта комната без окон до сих пор представляет собой загадку.
Виллу Мистерий обнаружили весной 1909 года и ее главное украшение почти сразу оказалось под угрозой без десятиметрового защитного слоя из вулканического пепла и земли. Спустя месяц после начала раскопок случилось землетрясение. Мозаике и фрескам постоянно грозили не только атмосферные и природные явления. Кражи музейных редкостей явление не менее распространенное, чем солнце, воздух и вода. Прошло всего три недели после обнаружения виллы и раскопки были прекращены. Прошло еще два десятилетия, прежде чем фрески во всем своем великолепии предстали взору.
Первые пять месяцев после раскопок вилла простояла без крыши, сообщает веб-журнал Archaeology. От проникавшей внутрь влаги разрушались и фрески, и сами стены. В то время реставраторы иногда снимали фрески, восстанавливали или укрепляли стены, а затем возвращали настенную живопись на прежнее место. Для очистки поверхности картин применяли смесь воска и масла, в результате чего фрески приобрели совершенно несвойственный им глянец. Заполняющий трещины воск удерживал влагу внутри стен, тем самым ослабляя скрепляющий и удерживающий их раствор. При этом от воска фрески все больше желтели. Мозаика стиралась или крошилась под ногами многомиллионных орд туристов.
Напомним, что с 1997 года Помпеи входят в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а между ООН и Италией в конце 2011 года было заключено новое соглашение о проведении реставрационных работ. В результате в прошлом году пришли к мысли о необходимости проведения капитальной, комплексной программы по реставрации виллы Мистерий, которая никогда прежде не производилась. Наряду с использованием современных технологий, реставраторы будут применять и накопленные десятилетиями традиционные методы. Фрески, например, очищают как при помощи скальпеля или химикатов, так и с помощью лазера. Как сообщает итальянская газета Corriere della Sera, для того, чтобы не допустить дальнейшего катастрофического развития событий и не потерять ценный объект, на реставрационные работы выделено 105 млн евро.
Читайте также: Везувий навеки припечатал воров
Команда приглашенных немецких специалистов из Кильского университета использует в своей работе оборудование уже апробированные в ходе реставрации популярного у туристов дома в Помпеях, где пока еще сохраняется надпись: Cave canem - "Осторожно, собака!" Ультразвук позволяет судить о наличии невидимых глазу трещин в стене, а также о степени насыщенности их солями и влагой. Термография указывает на место, где фреска отстает от штукатурки. Влага — первейший враг для целостности фрески. Чтобы вовремя предотвратить ее накопление, реставраторы вооружились беспилотником, который осматривает крыши и пространства под ними.