Как показали недавно опубликованные геномные последовательности десятка ранних обитателей Европы, этот континент был плавильным котлом, в котором местные жители смешивались и с выходцами из Ближнего Востока, и с таинственными северными народами. Кареглазые земледельцы и скотоводы имели общее потомство с голубоглазыми охотниками и собирателями.
Вопрос о том, кем были наши далекие предки, не только важен для науки, но и попросту интересен. Когда не было ни границ, ни рас и народов, а существовала лишь природная тяга мужчины к женщине жили на Земле северные евразийцы, потомки которых заселяют и доныне оба полушария.
Родословную нынешних европейцев, сообщается на интернет-портале англоязычного издания Nature, можно разделить на три группы в различных комбинациях: охотники и собиратели (часть которых голубоглазые), мигрировавшие из Африки более 40 тысяч лет назад; земледельцы из Ближнего Востока, которые переселились значительно позднее, и, наконец, еще более поздние, загадочные жители Северной Европы и Сибири.
К такому выводу в результате анализа геномов охотников и собирателей, живших восемь тысяч лет назад (одного мужчины, найденного на территории современного Люксембурга, и семи индивидуумов из Швеции), а также генома женщины из Германии, возрастом 7500 лет, пришла группа исследователей под руководством Иоганнеса Краузе (Johannes Krause) из Тюбингенского университета и Дэвида Рика (David Reich) из Гарвардской медицинской школы в Бостоне (штат Массачусетс).
Читайте также: Современные европейцы — еще "подростки"?
Вторая группа, которую возглавляет Карлес Лалуэса-Фокс (Carles Lalueza-Fox) из Барселонского университета Pompea Fabra, в ближайшее время представит исследование генома жившего семь тысяч лет назад представителя общества охотников и собирателей из северо-западной Испании. В 2012 году учеными этой команды уже были опубликованы предварительные сведения. Тогда же сообщалось, что данный индивид мало походил на современных испанцев. Обе вышеназванные научные работы описывают самые старые геномы европейцев, выделенные на сегодня.
Новые исследования позволяют создать портрет первых европейцев, основанных на изменениях в ДНК, которые, как известно, связаны с особенностями современного человека. Так, праевропейцы из Люксембурга и Испании, несмотря на темную кожу, вероятно, обладали голубыми глазами и были охотниками и собирателями. У женщины из Германии были карие глаза и более светлая кожа. Ее предками были земледельцы с Ближнего Востока. Тем не менее, и люксембургский охотник, и немецкий землепашец не могли переваривать лактозу (один из сложных сахаров, содержащихся в молоке и во всех молочных продуктах).
Неспособность переваривать лактозу чаще всего связывают с недостаточностью фермента лактазы. Если в наше время врожденный дефицит фермента лактазы распространен преимущественно среди представителей азиатской расы, то у наших отдаленных предков он и вовсе отсутствовал и способность усваивать лактозу возникла на Ближнем Востоке после одомашнивания крупного рогатого скота.
Предыдущие археологические и генетические исследования показали, что большинство сегодняшних европейцев произошло от браков пришлых ближневосточных земледельцев с местными охотниками и собирателями. Новое исследование добавило несколько штрихов, и теперь получается, что в формировании генофонда современных европейцев принимали участие представители еще одной группы народонаселения, которую авторы называют древними северными евразийцами, возможно, обитавшими несколько тысячелетий назад в высоких широтах между Европой и Сибирью. Их следы также обнаружены в останках годовалого мальчика из петербургского Эрмитажа.
Напомним, что анализ ДНК мальчика, около 24 тысяч лет назад жившего на территории сибирской стоянки Мальта, позволил международной группе исследователей выяснить, что от 14 до 38 процентов генов коренных обитателей Америки достались им в наследство от европейцев. Теперь выясняется, что северные евразийцы способствовали заселению не только обеих Америк, но и Старого Света.
Современные жители разных стран Европы — это "коктейль" из трех вышеназванных групп. С той разницей, что шотландцы и эстонцы, например, имеют более тесную с северными евразийцами родословную, чем любые другие жители современной Европы, в то время как островитяне Сардинии ближе к земледельцам Ближнего Востока, чем другие европейцы.
Новые исследования генома первобытных обитателей нашей планеты также свидетельствуют об их набегах из Африки. По утверждению группы Краузе, ближневосточные землепашцы отделились от своих африканских предков раньше, нежели это сделали их европейские и азиатские сородичи. В качестве возможного объяснения, эти земледельцы являлись потомками тех, кто 100-120 тысяч лет назад заселял территорию нынешнего Израиля и Аравийский полуостров, хотя многие исследователи предполагают, что эти древние поселения служат свидетельством миграций из Африки, произошедших менее 100 тысяч лет назад.
Датский палеогенетик Эске Виллерслеу (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета (между прочим принимавший участие в исследовании останков мальчика из музея Эрмитажа и изучавший миграцию предков австралийских аборигенов) полагает, что доказать подобное родство будет довольно трудно. "Если это верно — будет супер интересно", — заключает профессор из Дании.
Читайте также: Австралийские аборигены — древнейшие мигранты
Дело в том, что ДНК очень плохо сохраняется в жарком климате. Специалистам потребуются не только современные технологии, но и везение. Лалуэса-Фокс отказывается обсуждать работу возглавляемой им группы и советует не делать далеко идущие выводы о заселении Европы на основании всего лишь горстки геномов, относящихся к одному временному периоду, ведь миграций было довольно много и они сильно различались между собой. Их в ближайшие годы еще предстоит как следует изучить.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"