Вполне возможно, что мы сможем увидеть извержение вулкана глазами человека эпохи неолита. Именно таким, каким оно виделось художнику, нарисовавшему 8500 лет назад это стихийное бедствие на стене дома, находившегося на месте археологической стоянки Чатал-Хююк в Турции. Однако с подобной трактовкой сюжета картины согласны далеко не все ученые.
Данная картина уже полвека как выставлена в турецком музее и ежедневно мимо нее проходят толпы туристов, но пока никто из них не догадывается, что на ней изображено. Вынести окончательный вердикт мешает современная точка зрения на искусство неолита, в соответствии с которой древние художники были скорее последователями абстрактной живописи, нежели пейзажистами.
В 1963 году британский археолог Джеймс Меллаарт (James Mellaart), получивший широкую известность как исследователь неолитической культуры на территории турецкой Анатолии, нашел большую фреску на стене дома в Чатал-Хююке — крупнейшем городе каменного века. Как сообщает интернет-портал NewScientist, ученый посчитал, что на переднем плане нарисованы городские жилища, за которыми возвышаются две вершины вулкана Хасандаг (Hasan Dağ), расположенного в 130 км от Чатал-Хююка.
Читайте также: Был ли самый древний рисунок эротическим?
Драматизм ситуации заключается в том, что гора запечатлена в момент геологической катастрофы. Если интерпретация специалиста по доисторическому периоду найдет подтверждение, то перед нами самое древнее изображение извержения вулкана в истории. Немалое количество скептиков выражают несогласие с таким объяснением изображения на фреске. Отчасти это было вызвано отсутствием каких-либо свидетельств того, что жители Чатал-Хююка действительно могли наблюдать извержение вулкана.
Похоже, в настоящее время такими доказательствами обладают специалисты из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Недавно американский вулканолог Аксель Шмитт (Axel Schmitt) и его коллеги представили результаты своего исследования на конференции Американского геологического общества в Денвере. Взобравшись на Хасандаг, они собрали там образцы пемзы — стекловатой вулканической горной породы, которая образуется во время извержения вулканов, в результате вспучивания и быстрого застывания лав. Выделенные из пемзы кристаллы циркона были исследованы при помощи радиоуглеродного метода. Анализ подтвердил, что вулканическая горная порода образовалась около 9 тысячи лет назад, следовательно, примерно в тоже время, что и была нарисована фреска.
Более того, геологические данные свидетельствуют о том, что художник изобразил извержение вулкана относительно точно. По мнению вулканологов, на древнем рисунке представлен стромболианский тип небольшого извержения (по названию вулкана Стромболи в Средиземном море), который характеризуется незначительным количеством пепла. Извержение вулкана состоит из ритмических взрывов, сопровождающихся выбросами на небольшую высоту шлаков и витых вулканических бомб. Кстати, проведенные изыскания подтвердили тот факт, что Хасадаг по-прежнему является действующим вулканом.
Некоторые вулканологи, в частности, Харальдур Сигурдссон (Haraldur Sigurdsson) из университета Род-Айленда склонны верить оригинальной интерпретации Меллаарта и вполне допускают, что вулкан Хасандаг извергался в период существования неолитической культуры Чатал-Хююк.
Другие, как Стефани Мис (Stephanie Meece) из Кембриджского университета, которая занималась изучением фрески из Чатал-Хююка, напротив, полагает — на картине изображен не "вулкан", а шкура леопарда, а "город" — это всего-навсего набор абстрактных фигур. Подчеркивают, что именно таким было первое впечатление и самого Меллаарта.
"Для современных геологов это может быть похожим на стромболианский тип извержения вулкана, но это выглядит абсолютно, как леопардовая шкура", — утверждает Стефани Мис. Другие произведения искусства из Чатал-Хююка подтверждают, что местные жители очень любили изображать диких животных. Прежде ни одно произведение искусства этой культуры не интерпретировалось как изображение с пейзажами или вулканами.
Читайте также: "Третьяковская галерея" мексиканских охотников
На подобные аргументы Шмитт отвечает в том духе, что геологические доказательства не следует так легко сбрасывать со счетов. Компромисс, по его мнению, может быть достигнут на почве зооморфизма, примирив обе крайние точки зрения. "Хасандаг можно представить как "леопардовую гору"", — говорит Шмитт.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"