Исландские саги были своеобразной социальной сетью эпохи Средневековья. К такому выводу пришли физики-теоретики, которые при помощи теории статистики исследовали тексты времен викингов. Ученые отмечают, что в соцсетях времен викингов приоритет отдавался персонажам с наибольшим количеством связей. Реальная же значимость персонажей ценилась меньше.
Как сообщает британский веб-сайт wired.co.uk, Патрик Мак Каррон (Pádraig Mac Carron) и Ральф Кенна (Ralph Kenna) из университета Ковентри исследовали 1549 персонажей из восемнадцати произведений "Саг об исландцах" (Sagas of Icelanders), которые основаны на семейных преданиях конца 9 - начала 11 столетия и записанных в 13 - 14 веках. В своем исследовании ученые использовали математические методы в статистической физике, что довольно редко наблюдается в литературоведении.
Выбор текстов, согласно утверждению самих исследователей, был обусловлен относительно коротким периодом их создания (во время и после заселения Исландии) и ограниченной территорией (остров Исландия), хотя при этом в них множество действующих лиц, большинство из которых фигурируют в разных сагах. Таким образом, получилась географически и временно локализованная социальная сеть.
Читайте также: Женами викингов были валькирии
Приоритет отдавался персонажам с наибольшим количеством связей, а не той ролью, которую они играли в сагах. Исследованию подлежали два вида взаимодействий: враждебный, когда два человека вступали друг с другом в поединок, и дружественный, когда двое просто знакомы или же дружат. Выяснилось, что отдельные, редко встречающиеся персонажи типичны для так называемых мифологических и лживых саг, т. е. романических, а не реалистичных.
Пять главных саг, напротив, обладают свойствами, которые роднят их с социальными сетями. Их тесный мирок обладает высоким коэффициентом кластеризации со сбалансированной структурой, распадающейся на еще более мелкие подгруппы. Такие саги на языке литературоведов называются родовыми, поскольку они повествуют об истории рода и распрях в Исландии 9 - 11 веков.
Сам термин "социальная сеть" — social network - появился, конечно, не в далеком Средневековье, но все же задолго до рождения нынешних интернет-сетей и вообще интернета. В 1954 году его ввел в обиход социолог "манчестерской школы" Джеймс Барнс (James Barnes). Если придерживаться точки зрения, что одного человека от другого в Сети отделяют в среднем шесть шагов. Для интернета этот показатель составляет 5,7, в "Фейсбуке", основываясь на исследовании Ларса Бакстрома (Lars Backstrom), принято говорить о четырех шагах. Нечто подобное британские исследователи усмотрели и в средневековом исландском обществе.
Сравнение с другими нарративными текстами, в частности, с такими известными эпосами, как "Беовульф" и "Илиада", наводит на мысль о том, что "Саги об исландцах" действительно основаны на реальных событиях. Герои этих сказаний, как правило, уже знакомы (большинство из них связаны между собой кровной местью), тогда как в других литературных произведениях противники впервые встречаются только на поле боя.
Невзирая на некоторое формальное сходство с "Илиадой", исландские саги в гораздо большей степени демонстрируют ассортативность (то есть неслучайность) своих социальных связей. Безусловно, авторы исследования не отрицают, что среди создателей исландских саг вполне могли быть гениальные сказители, которые ловко помещали вымысел в реалистический антураж.
"Хотя нельзя окончательно сказать, реальны ли в соответствии с сетевой теорией описанные в сагах общества, мы можем прийти к заключению, что они реалистичны", — заключают авторы исследования. Поскольку британские физики не являются специалистами в области литературоведения, им приходилось сотрудничать с представителями самых разных дисциплин. Возможно, благодаря их работе мы сможем скоро пересмотреть наши устоявшиеся представления о викингах, как о варварах и дикарях.
Ломать устоявшиеся представления еще полвека назад начал британский историк Питер Сойер (Peter Sawyer), который провозгласил викингов купцами и путешественниками, а не разбойниками и пиратами. В своих книгах Сойер тщился доказать, что эти скандинавы по своей природе были весьма социальными людьми. Тогда ученому мало кто поверил. Стереотип видения викингов как "жуликов и воров" продолжал бы существовать и дальше, если бы не желание избавиться от примитивных схем и одностороннего взгляда на проблему.
Читайте также: Солнечная доска викингов сложнее компаса
Отныне, кроме желания, появились первые научные данные, которые позволяют взглянуть на сообщество викингов иначе. И, как бы не кусали себе локти ретрограды от истории, отныне викинги получают подкрепление своего более высокого социального статуса. В какой-то мере мы можем говорить о викингах, как о разбойниках с большой дороги, но с университетским дипломом.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"