Загадка буддийских петроглифов в Казахстане

О "Капчагайских Буддах", наскальных изображениях в урочище Тамгалы-Тас в Казахстане на реке Или, все слышали. При этом многие полагают, что эти петроглифы — единственный буддийский памятник на территории Алматинской области. В действительности это не так, и последние открытия ученых как нельзя лучше доказывают важность роли буддизма в Казахстане.

Важное открытие сделали специалисты Научного центра исторических и социально-политических исследований имени академика М. Козыбаева СГПИ. После годовых археологических исследований, ученым удалось обнаружить в Тарбагатае надпись на санскрите, датированную XVII веком. "Надпись находилась на склоне, на высоте 15-20 метров. Она была нанесена на черный камень и хорошо видна. В высоту она составляла около 15 сантиметров, длина надписи — более метра", — рассказал ведущий специалист Научного центра исторических и социально-политических исследований имени академика М. Козыбаева СГПИ Мухаметбек Асылбеков.

Интересно, что о загадочных наскальных надписях в горах Доланкара ученым сообщили местные жители, один из которых даже стал проводником научной экспедиции. Так, директор научного центра Мухтарбек Каримов рассказывает, что о существовании буддийских петроглифов он узнал от местного жителя Мурата Рамазанова, однако тот умер прежде, чем успел показать местонахождение уникального памятника. В поисках буддийской надписи была снаряжена экспедиция. В путь отправились ведущий специалист центра Мухаметбек Асылбеков и преподаватель Семипалатинского государственного медицинского университета Галымбек Базарбеков.

Читайте также: "Космический Будда" оказался подделкой?

Обнаружив буддийскую надпись, ученые сфотографировали ее и преступили к дешифровке надписи. Прежде всего, ученым требовалось определить язык казахстанского петроглифа. С помощью интернет — технологии специалисты научного центра установили, что нанесенные на камень слова являются известной буддистской мантрой "Ом мани падме хум", написанной на санскрите. Позднее ведущий научный сотрудник Института истории Калмыкской Республики (РФ), доктор исторических наук, профессор Эльза Бакаева подтвердила предположение ученых относительно датировки надписи, сделанной в XVII веке. Чем нанесена надпись, специалисты пока затрудняются сказать.

Надпись на санскрите в Тарбагатае учеными обнаружена впервые, и, по их мнению, это очень ценная находка. Она относится к Джунгарскому периоду. Под властью джунгар находилась северо-восточная, юго-восточная и восточная часть Казахстана в XVII-XVIII веках. Памятники этой эпохи до сих пор сохранились на востоке страны. Это крепость-монастырь известного джунгарского нойона Амурсаны под названием "Амирсана жамбылы" в Тарбагатае. Кроме того, еще в 1952 году в горах Чингизтау были найдены слитки серебра с изображением буддистского святого. Топонимика региона также включает в себя множество монгольских названий.

Ученые предполагают, что данную надпись оставил известный буддийский ученый. Так, в известной книге Ш. Норбо "Зая Пандита", переведенной и изданной в 1999 году в Элисте, говорится, что "выдающийся буддистский ученый и государственный деятель Зая Пандита в 1642 году перезимовал в большом буддистском монастыре у реки Богас близ ставки Очирту Цэцэн хана". Директор научного центра Мухтарбек Каримов предполагает, что он попросил кого-то нанести эту надпись, означающую в переводе "О, жемчужина, сияющая среди лотоса".

Специалисты отмечают, что джунгарский пласт имеет важное значение в истории региона и требует тщательного исследования. В связи с этим ученые из Семея намерены продолжить изучение данного региона, объединив усилия со специалистами института Истории и этнологии имени Ч. Валиханова. Кроме того, ученые надеются, что надпись заинтересует и археологов из Калмыкии, которые присоединятся к экспедиции. Ученым важно охватить исследованием весь ареал распространениябуддийской культуры.

По данным археологов, в истории буддизма на территории Казахстана было три основных периода. В Казахстан буддизм пришел из Индии и Китая в середине I века до нашей эры. В Семиречье — домене западных тюрок, тюргешей и карлуков — процесс распространения буддизма был достаточно интенсивным, о чем убедительно говорят открытые в разные годы на городищах Чуйской долины (Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском) храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с изображением буддийских персонажей и сцен.

Буддизм имел распространение в Семиречье и после X-XI веков. В середине XIII века о буддийских храмах северо-восточного Жетысу сообщает Гильом Рубрук — посол Людовика IX у монгольского хана Мункэ. Распространение буддизма в Семиречье в этот период было связано с вторжением сюда найманов во главе с Кучлуком. Найманы в последующем стали одним из самых многочисленных родов Среднего Жуза.

Третий этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда западных монгольских племен ойратов (калмыков). Калмыки-ламаисты строили в Казахстане храмы и монастыри. Это монастырь Аблайкит вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Восточном Казахстане и Кзылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска. Строились буддийские монастыри и в Семиречье. Так, на карте Джунгарии, составленной в 1716–1733 годах, нанесено 58 ламаистских храмов и монастырей. С буддизмом Ваджраяны (тибетским буддизмом) связаны также наскальные изображения Будды и тибетские надписи. В 1863 году вспыхнуло антикитайское восстание дунган. Оно проходило под религиозным лозунгом борьбы за ислам. В 1864 году восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри.

Таким образом, становится ясно, что земля Казахстана хранит в себе множество буддийских памятников, большая часть которых еще не открыта учеными. При этом о древних памятниках нередко известно местным жителям, случайно обнаружившим исторические объекты. Так, в городе Текели в сорока километрах на восток от областного центра Талды-Кургана местные жители охотно поделились с учеными информацией о местонахождении необычной Стелы. Все местные жители уверены, что она именно буддийская.

Исследователи обнаружили Стелу в ущелье реки Кора восточнее города. Выяснилось, что "Теклийская стела" — это трёхметровая скала, формой напоминающая пирамиду, на которой хорошо просматриваются выбитые буддийские изображения. Первое — изображение буддийской Ступы, олицетворяющей Ум Будды. Ступу держит в своих лапах Снежный Лев, который в Тибете считается самым храбрым и честным на свете животным. Второе — это знак Калачакры и его мантра. Учение Калачакры тесно связано с легендарной скрытой страной Шамбала, в которой оно, как считается, практикуется на государственном уровне.

Согласно пророчествам Калачакры, в будущем владыки Шамбалы вмешаются в события этого мира, когда силы тьмы, агрессии и неведения поставят под угрозу существование цивилизации. А на самом верху Стелы можно увидеть семенной слог или монограмму Калачакры, называемую "Десять могучих букв", символизирующую десять аспектов мандалы (вселенной) Калачакры. Этот памятник ученые относят к третьему этапу распространения буддизма в Казахстане.

Читайте также: Древние жители Приморья поклонялись Будде

Таким образом, повышенный интерес ученых к памятникам буддийской культуры на территории Казахстана совсем не случаен. Благодаря местным жителям и краеведам исследователям открываются все новые памятники буддийской культуры, способные пролить свет на загадки истории не только истории Казахстана, но и всей Азии.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"