Музыкальный слух поможет математику

Вы относитесь к редким людям, которые учили вьетнамский язык или, к примеру, кантонский диалект китайского? Нет, жаль, а то бы при желании вам было бы легко обучиться и музыке. Канадские ученые установили, что тональные языки (смысл слова в которых определяет высота произносимого звука) развивают музыкальный слух. Доказана двусторонняя зависимость развития речи и музыкального слуха.

О том, что музыка позитивно влияет на вербальные навыки, было известно давно. Но существует ли обратная связь? Есть ли особо "певучие" языки, носители которых музыкально одареннее, чем остальные? Проверить эту гипотезу решили ученые из Исследовательского института Ротмана (Rotman Research Institute) при Торонтском университете (Канада).

Ряд языков Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Африки имеет тональную систему: высота звука в словах имеет смыслоразличительное значение. Два слова в таком языке могут быть записаны одними и теми же символами, однако более высокий или низкий звук при их произнесении позволяет различать слова по смыслу. Такие языки особенно трудны для изучения с точки зрения европейцев — ведь в их родных языках высота при произнесении звуков такой роли не играет.

Ученые из Исследовательского института Ротмана для эксперимента набрали группу студентов Торонтского университета. Одна группа молодых людей говорила на английском языке и имела опыт игры на музыкальных инструментах, другая только говорила на английском, а третья знала кантонский диалект китайского языка — тональный язык южного Китая с шестью тонами для гласных. Автор исследования Гевин Бидельман и его коллеги предложили испытуемым эксперимент: различить проигрываемые звуки по высоте. Человек обладает тем более хорошим слухом, чем более близкие высоты звука он может различить. Дополнительно участникам исследования предлагали когнитивно-психологические тесты, чтобы выяснить объем их кратковременной памяти, способность к абстрактному мышлению и прочие характеристики познавательных способностей.

Читайте также: Ученые доказали: думать вредно, но… надо

По словам исследователей, лучшие результаты в тестах показывали музыканты, что неудивительно. Давно известно, что занятия игрой на музыкальных инструментах тренируют слух, а также развивают память, вербальные навыки и даже математические способности. Но те студенты, которые говорили на кантонском языке, но музыку никогда не изучали, почти сравнились с ними по результатам. И в тестах на определение звука, и в заданиях на когнитивные способности "кантонцы" показывали результаты, близкие к успехам "музыкантов". В среднем говорящие на китайском языке выполняли задания на 15-20 процентов лучше тех, кто говорил только на английском.

"Мы полагаем, что у людей, говорящих на тональных языках, слуховая система лучше приспособлена для того, чтобы распознавать на слух ноты и различать незначительные изменения в высоте звука", — комментируют авторы эксперимента.

Эксперимент ученых из Торонто — одно из немногих исследований, посвященных влиянию речи на музыкальный слух. Таким образом, специалисты доказали, что между речью и слухом существует двусторонняя связь. Правда, исследователи добавляют: не всякий тональный язык поможет развить музыкальный слух. К примеру, некоторые диалекты китайского имеют плывущие высоты, не распределенные по ступеням. Говорящие на таком языке при изучении музыки рискуют "не попадать в ноты" — впрочем, пока это только гипотеза.

Читайте также: Дети учатся грамматике с пеленок

Доказательства того, что занятия языками развивают мозг и в буквальном смысле вызывают его прирост, стали появляться около десяти лет назад. В 2004 году нейрофизиологи из Университетского колледжа в Лондоне при помощи магнитно-резонансной томографии обследовали 105 человек, 25 из которых владели только английским языком, еще 25 знали не только английский, но и другой европейский язык, 33 были билингвами — владели вторым языком с детства, а 22 происходили из других европейских стран и знали не только свой родной язык, но и английский в качестве иностранного. Исследователи обнаружили, что у всех испытуемых, которые владели двумя языками, была повышена плотность коры головного мозга в области нижней части теменной доли. Причем наиболее интенсивно эти изменения были выражены у тех участников исследования, которые говорили на двух языках с детства.

А интенсивные занятия языками по ускоренному курсу, как выяснили специалисты из Швеции, вызывает "прирост" гиппокампа — глубинной структуры мозга, отвечающей за освоение новых знаний, ориентировку в пространстве и консолидации кратковременной памяти в долговременную. Другие эксперименты на ту же тему доказывают, что у пожилых людей, владеющих иностранными языками, мозг работает лучше, чем у тех, кто знает родной язык. Изучение иностранных языков к тому же снижает вероятность появления болезни Альцгеймера и других старческих проблем с памятью.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"