Новейшие исследования древнеегипетских мумий при помощи томографа опровергают сообщения "отца истории" Геродота о том, что древние египтяне при бальзамировании якобы с помощью трубки для промывания впрыскивали в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая паха и не извлекая внутренностей. Результаты исследования опубликованы недавно.
В V веке до нашей эры греческий историк Геродот из Галикарнаса, которого Цицерон удостоил почетного имени Pater historiae (Отец истории), смог присутствовать при бальзамировании мумий. Соавтор исследования американский антрополог Эндрю Уэйд (Andrew Wade) из университета Западного Онтарио, как пишет интернет-издание LiveScience, отмечает, что Геродоту несказанно повезло, поскольку бальзамировщики тщательно охраняли свои технологии от конкурентов.
Процесс мумификации представлял собой доходный промысел и в греке вполне могли усмотреть человека, занимающегося промышленным шпионажем. Когда мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной, то, как писал Геродот, она делилась на три класса: "При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования […]. Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родных], за какую цену [и каким способом] те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания [растворяющих] снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией (дикая корица — ред.) и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70‑дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене".
Читайте также: Захватывающий детектив времен Древнего Египта
Во второй книге "Истории" Геродота, которая называется "Евтерпа", читаем: "Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родным], больше уже ничего с ним не делая". Третьим способом бальзамирования, которым бальзамировали бедняков, по Геродоту был такой, при котором в брюшную полость вместо дорогого кедрового масла вливали сок редьки.
Уэйд со своим тезкой и коллегой Эндрю Нельсоном (Andrew Nelson) проштудировал литературу с описанием бальзамирования 150 древнеегипетских мумий, обращая внимание на детали бальзамирования. Учеными была также проведена компьютерная томография и 3D реконструкция семи мумий. Результаты исследования таковы: как богатым, так и бедным внутренности удаляли через брюшной разрез, хотя иногда богатым делали разрезы через задний проход. Более того, обнаружено крайне мало свидетельств использования кедрового масла. Лишь у четверти мумий сердца не удалены.
Комментируя это, Уэйд высказал предположение, что подобная практика совпадает с переходным периодом, когда средний класс получил доступ к мумификации и оставленное на месте сердце стало восприниматься как признак высокого положения умершего в обществе. "Хоть чем-то элита хочет отличиться от народа, потому что она управляет", — заметил Уэйд. По поводу описанного Геродотом способа удалять мозг через носовую полость, Уэйд сказал, что приблизительно у одной пятой исследованных мумий мозги не удалены. У всех других они были изъяты описанным "отцом истории" способом, то есть через ноздри. Об этом эти же исследователи писали в упомянутом выше издании в августе 2011 года.
Читайте также: Кариес, рак, артроз - болезни мумий
По мнению Давида Ханта (David Hunt), антрополога Смитсоновского института из Вашингтона, результаты исследования показывают, насколько различными были методы бальзамирования, применявшиеся в античном мире. На протяжении трех тысячелетий люди подхватывали и усовершенствовали старинные способы мумификации. И еще: своих покойников в Судане люди бальзамировали иначе, чем это проделывали в Александрии.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"