На Панамском перешейке в археологическом городище Касита-де-Пьедра (Casita de Piedra) обнаружена группа из дюжины камней — наиболее раннее свидетельство практикования шаманизма в Центральной Америке. Примерно четыре тысячи лет тому назад их принесли сюда в мешках или корзинах, которые со временем превратились в прах. Вот только с какой целью?
Ученый мир уже давно поделился на неверующего Фому и живущего сенсациями профессионала. На этот раз постарались стереть грань между наукой и пиаром, чтобы обойтись малозначащим словечком "шаманизм", которое каждый понимает в меру своей интеллектуальной испорченности.
Археологические раскопки в этих местах Мезоамерики велись еще с 1970-х годов. Первоначально специалисты считали, что люди здесь появились не ранее шести с половиной тысячи лет назад, однако в 2006 году Рут Дикау (Ruth Dickau) из Эксетерского университета (Великобритания) настояла на повторном проведении радиоуглеродного анализа, который определил, что обнаруженные в этих местах артефакты, включая кухонную утварь и инструменты, насчитывают никак не менее девяти тысячи лет. По свидетельству интернет-портала LiveScience, тогда же ученые обратили внимание на группу загадочных камней. Примерно четыре тысячи лет или 4800 лет назад их принесли сюда в мешках или корзинах, которые со временем истлели и превратились в прах. Вот только с какой целью?
Например, панамские историки предполагают, что эти камни использовались в практике либо шаманов, либо знахарей. Зачастую тем или другим мог быть один и тот же человек. По мнению одного из соавторов научного исследования, опубликованного в последнем номере журнала Archaeological and Anthropological Sciences, геолога Стюарта Редвуда (Stewart Redwood), эти камни были доставлены из золотодобывающей области Панамы, так называемых Центральных Кордильер. Золотоносные рудники в этой области стали разрабатывать за три тысячи лет до появления камней на территории Панамы. Тем не менее, в камнях Касита-де-Пьедра не нашли даже малейших признаков золота, зато эти таинственные камни содержали вкрапления магнетита. Этот минерал черного цвета обладает сильными магнитными свойствами, способными отклонять стрелку компаса.
Читайте также: Тысячелетние тайны неизвестной Мезоамерики
У исследователей нет никаких оснований утверждать, что эти камни собирали, а затем переносили в ходе поиска золотоносной руды. Скорее всего, мы так никогда и не узнаем, с какой целью это вообще делалось. Вероятнее всего, эти камни все-таки чем-то привлекали аборигенов. В окрестностях Касита-де-Пьедры некогда обитали многие индейские народности: нгэбе, бугле, брибри, кабекар и вымершее племя дораскве (Ngäbe, Buglé, Bribri, Cabécar,Dorasque). Шаманы или знахари (curanderos) нередко обладали и обладают камнями, которыми пользуются во время сакральных ритуалов. Камни с кристаллическими структурами упоминаются в мифах и легендах современных индейцев Центральной и Южной Америки.
Первые поселенцы Касита-де-Пьедра занимались сельским хозяйством, выращивали кукурузу, маниоку и приготовляли аррорут - муку из корневищ маранты, а также собирали кокосовые орехи, фрукты и корнеплоды. Возможно, они также охотились и рыбачили, но кости рыб и животных успели полностью разложиться во влажной почве.
Поклонникам сатиры и юмора памятны слова из романа "Золотой теленок" о нелюбви великого комбинатора к разным "служителям культа". Остап Бендер ставил на одну доску ксендзов, раввинов, попов, далай-лам, муэдзинов и… шаманов. Ильф и Петров не сваляли дурака, приравняв шаманов к служителям культа, — вот только вопрос какого-такого культа? На этот простой вопрос на протяжении многих лет по-дурацки отвечали некоторые маститые этнографы и яйцеголовые религиоведы. Нужно раз и навсегда зарубить себе на носу или на любом другом месте, что шаманство никогда и нигде не было религиозной практикой, а шаманизм уживался с любой местечковой, при этом даже мировой, религией.
Существовало пять различных точек зрения на шаманизм. Во-первых, шаманы — это слуги дьявола и дело их дьявольское. Во-вторых, шаманы — обманщики и шарлатаны, которые морочат головы доверчивым соотечественникам, но не могут обмануть людей науки. В-третьих, сами шаманы, дабы защитить свои исконные верования от напора христианских миссионеров и оправдаться после номинально крещения, заявляли, что "шаманство не есть вера или религия, но действие частное", например, что-то вроде народной медицины.
В-четвертых, шаманизм сибирских народов рассматривался как деградация индуизма, буддизма, брахманизма и прочих религиозных систем народов Азии. И, наконец, в-пятых, с победой позитивизма и материалистов, шаманизм стали рассматривать как определенную стадию развития всякой религии. Именно с конца XIX века стал доминировать взгляд на шаманизм в более широком смысле. Не как верования и обрядовая практика исключительно народов Сибири, а как присущее всем народам мира, не исключая Африку и обе Америки.
Читайте также:Магия древнего Рима и ее разоблачение
Если в Средневековье философия еще была "служанкой богословия", то впоследствии западная наука продолжала являться рабыней сиюминутной политики, а также господствующей точки зрения большинства. Очень интересно, что вкладывают в понятие "шаманизм" авторы статьи в научном журнале?
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"