Пошли в баню эти древние римляне...

Американские археологи, исследуя предметы, найденные в канализации римских общественных бань, установили, что эти заведения были не только местами, где римляне мылись. Там и обедали, и играли в азартные игры, и проходили медосмотр, и даже занимались рукоделием. При банях были библиотеки, а также то, что сейчас назвали бы "фитнес-центрами".

Люди издавна лечились горячими парами термальных источников на морском побережье у Флегрейских полей, неподалеку от Везувия. В начале I века до нашей эры богатый и предприимчивый римлянин, Гай Сергий Ората, соорудил первое искусственное термальное сооружение. Люди остаются верны себе на протяжении веков. Что общего у современного человека, который пошел помыться в баню, и древним римлянином в термах?

Лишенные покровов, они предстают во всей своей наготе, но с перстнями на пальцах и серьгами в ушах. Как это происходит и доныне, вещи имеют свойство в банях смываться. Не унывайте при потере дорогих вашему сердцу вещей — в будущем их обязательно отыщут вездесущие археологи. И, быть может, ваши безделушки украсят какой-нибудь музей.

Докторант в области археологии Алиса Уитмор (Alissa Whitmore) из Университета Айовы изучила артефакты, найденные в канализации balnea (небольших общественных бань), то есть "терм" в миниатюре. Вид обнаженного тела всегда коробил римлян, к этому их не смогли приохотить даже покоренные ими учителя-греки. Отец не мылся вместе со взрослым сыном, тесть с зятем. Состоятельные люди обзаводились собственной баней в поместье, а иногда и в городском особняке.

Зато остальной люд валом валил попариться и пропотеть в помещениях с сухим горячим воздухом (их так и называли "потелками" — sudarium или laconicum) в общественные бани. Учитывая, что плату за вход взимали небольшую — один квадрант. Для сравнения: квадрант равняется четверти асса, а на полтора асса можно было купить флягу вина и небольшую буханку хлеба. Однако нужно было платить хозяину за дополнительные услуги. Если посетитель являлся в баню без собственной прислуги, то за скромную плату рабы стерегли его одежду, массировали, натирали оливковым маслом.

Читайте также: Древние римляне тоже обожали орхидеи

Общественные бани появились в Риме уже в III веке до нашей эры, к концу I века до нашей эры их насчитывалось в Риме до 170. Одни из них принадлежали городу, другие — частным лицам. Общественные бани были даже в самых захолустных уголках империи. Не только в городах, но даже в селениях. Плиний Младший (61-113 или 115 год) писал, что под Лаврентом, в деревне, соседней с его усадьбой, было три бани. В одном из писем этот древнеримский сенатор и писатель сообщал: "Когда внезапно приедешь, задержишься ненадолго и увидишь, что свою баню топить не стоит" (epist. II.17.26).

В той же эпистоле он описывает баню: "Просторный фригидарий (буквально: frigidus - "охладитель", бассейн с холодной водой. — Ред.) с двумя бассейнами, которые, круглясь, словно выступают из противоположных стен. Если принять во внимание, что море рядом, то они даже слишком вместительны. Рядом комната для натирания, гипокауст, рядом пропнигий; затем две комнатки, отделанные скорее со вкусом, чем роскошные. Тут же чудесный бассейн с горячей водой, плавая в котором видишь море"(epist.II.17.11).Правда, историки считают, что в Древнем Риме почти никто не умел плавать в отличие от эллинов, которые подобных неумех считали неполноценными.

И еще. Женские бани были, как правило, отделены от мужских, но время от времени римским императорам вновь и вновь приходилось издавать запретительные постановления о совместном мытье. Если Адриан и Марк Аврелий запрещали, то Гелиогабал не только разрешил, но и сам "всегда мылся вместе с женщинами". Александр Север вновь наложил вето на смешанные бани. Проанализированные Уитмор находки из военных бань римских гарнизонов, где найдены дамские вещички, подтверждают слова античных моралистов о падении нравов.

Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались. Их развалины найдены по всей Центральной Европе, по Рейну, Некару и Дунаю, но наилучшее представление дают хорошо сохранившиеся руины бань в Помпеях. Алиса Уитмор изучила находки из 11 общественных и военных бань в Италии, Португалии, Швейцарии, Германии и Великобритании, которые датированы с I по IV века. Как сообщает интернет-сайт LiveScience, в основном это предметы, так или иначе связанные с купанием: флаконы для духов и оливкового масла, специальные щипчики для удаления волос (мода императорского времени требовала, чтобы волос под мышками не было. Вспомните Овидия и его "Науку любви": "И ни один не глядит волос из полой ноздри; Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой; И из подмышек твоих стадный не дышит козел"), пинцеты и другие предметы гигиены.

В древнеримских банях оказывались также медицинские услуги, так в одном из стоков нашли скальпель. В том числе, занимались стоматологией. В Керлеоне (Caerleon), что теперь находится в Уэльсе, археологи обнаружили три зуба, принадлежащих подросткам и два — взрослым людям. Еще одним источником дохода для содержателя общественных бань было превращение места помывки в харчевню. Колбасники или пирожники либо приобретали право торговать своим товаром в его заведении, либо он сам покупал у них съестное и вино, чтобы продавать его с некоторой наценкой.

Судя по историческим источникам, есть и пить в банях было установлено обычаем, а за определенный комфорт приходилось доплачивать. Археологические находки лишь подтверждают подобную точку зрения. Так, в уже упоминавшемся Керлеоне гости поедали дары моря: мидий, моллюсков и ракообразных, а в Силчестере (Silchester) на юге Англии в бане обнаружены следы мака. Горы костей свидетельствуют, что в термах подавали говядину, баранину, козлятину, свинину, дичь и оленину. Уитмор заметила, если в античных источниках упоминается пища, которую едят руками и сладости, то про мясо никакой речи нет. Последнее вызвало неподдельный интерес у историков.

Читайте также: Древние римлянки наряжались от-кутюр

Найденные археологами игральные кости и монеты свидетельствуют о том, что в банях процветали азартные игры, а костяные или бронзовые иглы, остатки веретен, что женщины занимались здесь рукоделием. Однако в термах предлагали не только телесные, но и духовные радости. В некоторых из них были оборудованы библиотеки, так сказать "интернет-кафе" древнеримских фитнес-центров.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"