Восемь лет назад французские археологи нашли в местечке Тинтиньяк древний клад, состоящий из более 500 железных и бронзовых обломков. Все они представляли собой остатки карниксов — легендарных музыкальных инструментов галлов. Прежде ученым не удавалось найти ни одного целого карникса. Но теперь реконструкция завершена и на инструменте можно играть.
Бесстрашные римские легионеры трепетали, заслышав звуки этого духового инструмента. Исконное название боевого горна древних галлов неизвестно историкам: нас уверяют, что варвары и под пытками отказывались назвать даже его имя. Наиболее распространенная разновидность нам известна под латинским наименованием "карникс". Это своеобразное психологическое оружие состояло на вооружении у кельтов железного века, живших с 300 года до нашей эры до 200 года нашей эры на территории нынешней Франции. Ученым удалось его воссоздать.
Карникс (carnyx) представлял собой длинный рог с раструбом, выходным отверстием в виде головы и пасти какого-нибудь дикого животного — по большей части, кабана или вепря. Если принять во внимание, что духовой инструмент использовался для религиозных церемоний, посвященных кельтскому богу Тевтату, такая символика вполне понятна. В римской Галлии бога Тевтата отождествляли с воинственным Марсом, а изображение божества в виде дикого вепря было типичным для кельтов.
Читайте также: Музыка рождалась из звуков войны
Карниксы упоминаются в описании нападения кельтов на Дельфы в 279 году до нашей эры, в "Записках о галльской войне" Юлия Цезаря и в автобиографии римского императора Клавдия. Диодор Сицилийский около 60-30 годов до нашей эры отмечал: "К тому же трубы их по варварски необычайны; трубя в них, они издают неприятный звук, который так хорошо сочетается с грохотом сражений".
Автор "Всеобщей истории" греческий историк Полибий, описывая, как варвары устрашали римлян, в том числе отмечал: "Кельты пугали их боевым строем и шумом. Действительно, число трубачей и свирельщиков было у них невообразимо велико, а когда все войско разом исполняло боевую песню, поднимался столь сильный и необыкновенный шум, что не только слышались звуки свирелей и голоса воинов, но звучащими казались самые окрестности, повторявшие эхо".
Внешний облик инструмента известен по чеканке на монетах позднейшей латенской (La Tène) культуры. Одним из наиболее известных изображений является сцена на богато декорированном серебряном сосуде, датируемом I веком до нашей эры и относящимся к поздней латенской культуре — так называемом котле из Гундеструпа. Карникс не был засекреченным оружием, за которым римляне охотились так, как фашисты за советскими "катюшами". На колонне Трояна в Риме выбиты воины-даки с похожими на карникс инструментами. В чем-то схож с ним был и древнеримский литуус (lituus) — изогнутая труба.
Тем не менее, ни одного целого карникса археологи еще не находили. Создается впечатление, что инструменты сознательно повреждали с тем, чтобы ими не мог воспользоваться простой смертный. В 2004 году в местечке Тинтиньяк (Tintignac) во французском департаменте Коррез (Corrèze) был найден клад, состоящий из более чем 500 железных и бронзовых обломков, представлявших собой остатки семи карниксов.
Французский археолог Кристоф Манике (Christophe Maniquet) из Национального института археологических исследований (Institut National de Recherches Archéologiques Préventives) загорелся желанием воссоздать звук, который сводил римлян с ума или использовался, чтобы призвать бога Тевтата.
Читайте также: Руины уже не говорят, а играют и поют
Как сообщает британская газета Guardian, восстанавливать карникс пришлось из приблизительно 40-ка фрагментов, найденных в разное время (в основном в XIX столетии) в разных странах — Англии, Шотландии, Германии и Италии. В результате кропотливой работы получился духовой инструмент высотой 180 сантиметров. Для воссоздания звука из возрожденного карникса археологи обратились к физикам из лаборатории по изучению явлений акустики в университете французского города Ле-Ман (Le Mans). Специалистам по акустике пришлось работать с новоделом, а не с реконструированным древним артефактом. Здесь им понадобилась помощь производителей музыкальных инструментов.
В лаборатории, которую возглавляет Жоэль Жильбер (Joël Gilbert), пришли к заключению, что карникс обладает своеобразным гармоническим ладом. Используя основную ноту, музыкант мог модулировать звук. Однако копия духового инструмента была далека от совершенства. Из-за длины основной звук у него был выходил низким. Получалось, что карникс был примитивнейшим инструментом, что противоречило всем известным о нем сведениям. Тогда историки выдвинули гипотезу о неполном соответствии копии — в ней явно отсутствовал какой-то необходимый элемент.
Воссозданная на компьютере модель древнего духового инструмента позволила математически вычислить его оптимальную длину. В результате карникс пришлось нарастить при помощи мундштука. Экспериментировали с двумя: 10- и 20-сантиметровым. Это позволило произвести более низкий звук и изменить гармонию резонанса. Манике уже мечтает сделать второй, увеличенный экземпляр карникса. Дополнительные 10 сантиметров позволят, как утверждает Жоэль Жильбер, "сделать карникс мощнее, и на нем станет легче играть".
Читайте также: Галльская война "аукнулась" и в Германии
Как бы грозно ни звучал карникс, легионы Цезаря одолели полчища Астериксов и Обеликсов. Другое дело, если бы удалось воссоздать трубы Иерихонские. Но вот они, скорее всего, и были похожи на настоящее, а не психологическое оружие. От музыкальных инструментов могут лопнуть барабанные перепонки и не устоять психика, но возведенные на совесть крепостные стены вряд ли рухнут от звука.