Мексиканские археологи обнаружили весьма необычную сапотекскую гробницу. Останки покойника в ней отсутствуют, зато на стенах изображена во всех подробностях индейская национальная игра в мяч. Может быть, здесь нашел последнее пристанище мезоамериканский Пеле? Или какой-нибудь богатый горожанин, который был болельщиком одной из местных команд?
Одна из трех гробниц, найденных недавно сотрудниками мексиканского Национального института антропологии и истории в пирамиде сапотеков, представляет собой из ряда вон выходящее явление. Обычно на стенах усыпальницы в этой культуре изображались важные люди: жрецы, воители, правители и сам покойный. Но вместо изображений людей здесь представлена ритуальная игра в мяч, распространенная среди доколумбовых цивилизаций Мезоамерики.
Этот погребальный комплекс высотой 6,6 метра был построен примерно в 650-850 годах. Изображения на стенах гробницы представляют собой знаки, по большей части напоминающие точки и тире, которые порой возможно принять за иероглифы, значившие, скорее всего, имя усопшего — но из-за того, что большая часть постройки разрушена, об их истинном смысле остается только догадываться. Бросающаяся в глаза крупная фигура, выкрашенная в желтый цвет, напоминает латинскую литеру "I", что, по мнению специалистов, намекает на форму площадки для игры в мяч. Рядом с литерой многократно повторяется мотив из трех точек и тире, которые могут быть условным изображением какого-либо представителя семейства кошачьих. По мнению руководителя раскопок Нелли Роблес Гарсия (Nelly Robles García), которое приводит мексиканское издание El Financiero, сохранившиеся изображения игроков в мяч соседствуют с рисунками священных ягуаров и ритуальных подношений.
Читайте также: Захоронения майя перед концом света
Но самое интересное заключается в том, что останки покойного внутри гробницы отсутствуют. Не исключено, правда, что их забрали местные жители, покинувшие город по неизвестным причинам 1100 лет назад — задолго до испанского завоевания. Среди земли и камней археологи обнаружили останки человека и собаки наряду с незначительными кусочками керамики — по-видимому, это остатки заупокойных приношений. Найдены и другие артефакты: керамические чаши, миниатюрные точильные камни, жадеитовая бусинка, обработанный черепаший панцирь и кусочек раковины, который, возможно, некогда был глазом статуэтки или погребальной маски.
Напомним, что первые оседлые поселения древнейших обитателей Мексики — сапотеков — в различных районах долины Оахаки появились между 1500 и 1400 годами до нашей эры. Один из главных городов сапотеков, Монте-Альбан (Monte Albán), был основан в V веке до нашей эры. В так называемый период Монте-Альбан I (500 — 200 годы до нашей эры) происходит возникновение и становление сапотекского государства в долине Оахака. С 100 по 300 годы нашей эры в городе Монте-Альбан была возведена усеченная пирамида, включающая восемь монументов. В 600-900 годы поселение постепенно пришло в упадок. Главная площадь Монте-Альбана обветшала уже к 700 году.
Что касается площадки для мезоамериканской игры в мяч, то в языке ацтеков она имела глиф tlachtli - тлачтли. Полагают, что эта игра была предшественником футбола, баскетбола и регби, но, в отличие от них, носила ритуальный характер. Индейцы Центральной Америки во времена войн устраивали перемирие, чтобы провести священную игру — наподобие древнегреческих Олимпийских игр. Мяч, символизировавший собой Солнце, назывался olli - олли. Отлитый из цельного куска каучуконосного растения, вероятно, Castilla elastica, он весил около четырех килограммов. Игра получила свое название ollamaliztli - олламалицтли (от слов "олли" — "мяч" и tlama - тлама — "охотиться, брать в плен"). Это название не является общим для всей Центральной Америки — в других местах у мезоамериканской игры в мяч были другие названия.
За три тысячелетия существования игры ее правила неоднократно менялись. Разница заключалась в числе игроков; в частях тела, которыми можно было касаться мяча; в последствиях, которые грозили проигравшей команде. Общественное значение игры также изменялось в зависимости от региона и времени. Самое подробное описание игры в мяч можно найти у доминиканца Диего Дурана (Diego Durán, 1537-1588). Уроженец испанской Севильи, он еще ребенком попал в Мексику, где выучил один из ацтекских языков — нахуатль.
Каменная пирамида в Монте-Альбан воздвигнута на большой площади рядом с местом для игры в мяч. Кстати, в древнем городе Санта-Мария-Ацомпа (Santa María Atzompa) насчитывается целых три таких ристалища — немало для поселения в котором проживало всего несколько тысяч человек! В Монте-Альбане же, население которого в период расцвета достигало 20-25 тысяч человек, всего две подобных площадки. Более того, игровая площадка в городе-спутнике имеет протяженность более 45 метров, в то время как длина крупнейшего поля для игры в мяч в столице не превышает 40 метров.
Читайте также: Тысячелетние тайны неизвестной Мезоамерики
Возможно, Ацомпа была своеобразной "Рублевкой" сапотеков — районом, где селились богатые жители Монте-Альбана. По мнению археологов, они могли начать переселяться в окрестности, когда столица стала приходить в упадок.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"