На знаменитой триумфальной арке императора Тита в Риме недавно, благодаря новейшим технологиям, были обнаружены следы желтой краски, которая издалека казалась золотой. Это означает лишь одно — античные строения покрывались краской и были полихромными. Цветистых украшений их лишило не столько безжалостное время, сколько бездарные реставраторы.
Римский Форум — особенно во второй половине республиканского периода — был центром гражданской жизни Вечного Города. Уже в конце республики Старый Форум оказался тесным для судебных заседаний и для деловых операций, и форумы размножились. Наверное, сейчас следовало бы сказать, что они были "клонированы". Форум или форумы пережили закат Римской империи и были уничтожены уже в Средние века.
Доныне в окрестностях Форума существуют три арки: Тита, Септимия Севера и Константина. С востока к Форуму примыкает Arcus Titi - 15,4-метровая арка Тита, выполненная из травертина и пентеликонского мрамора. Довольно простая однопролетная конструкция шириной в 13,5 и глубиной 4,75 метра, она наиболее совершенна из них в художественном отношении. Стоящая в самом начале Священной Дороги, она была возведена через десять лет после покорения Иудеи и взятия Иерусалима в 71 году нашей эры императором Титом.
Вот как описывает арку Тита советский историк М. Е. Сергеенко: "Замечательны большие рельефы по обе стороны прохода. Справа (если смотреть по направлению к Форуму) на триумфальной колеснице едет Тит, над головой которого Победа держит венок; лошадей ведет богиня, покровительница Рима (dea Roma). Искусно сгруппированные фигуры участников шествия создают впечатление многочисленной толпы. Очень хороша четверка коней, по-разному вскинувших свои мощные головы: художник сумел избежать однообразия в изображении этой четверки. На левом рельефе увенчанные победными венками солдаты в подпоясанных туниках, с выражением торжественным и спокойным, несут на длинных носилках предметы, захваченные в иерусалимском храме: семисвечник, трубы и жертвенник".
Внутренняя поверхность арки украшена барельефами, изображающими триумф императора и процессию перенесения в Рим святынь Второго Иерусалимского храма — жертвенника и семисвечника (меноры).
Читайте также: Магия древнего Рима и ее разоблачение
Не так давно американский профессор из Виргинского университета Бернард Фришер (Bernard Frischer) возглавил команду своих коллег, которые при помощи передовых технологий обнаружили остатки желтого пигмента, чудом сохранившегося на семисвечнике-меноре с барельефа арки Тита. С определенного расстояния эта желтая краска светилась золотом.
Семирожковая лампа, которую еще называют менорой (по хасидской традиции форма меноры имитирует шестикрылого ангела — серафима, чье имя означает "огонь"), некогда стояла в Иерусалимском храме и служила принадлежностью иудейского алтаря еще во время странствий в пустыне. До сего дня она символизирует преемственность традиций еврейского народа от Моисея до наших дней. Менора — эмблема современного государства Израиль. Ботаники полагают, что форма меноры увековечила растение "мория" (salvia palaestinae), растущее в пустыне Синай. В высушенном виде оно поразительно напоминает менору.
У меноры семь ответвлений, украшенных золотыми цветами миндаля, а огонь — огонь чистейшего оливкового масла. Изначальную менору храма Соломона зажигал первосвященник. После разрушения Второго храма менору увезли в Рим и установили в построенном Веспасианом храме Мира, ее дальнейшая судьба неизвестна.
Двойная восьмиугольная подставка меноры, изображенной на арке Тита, по мнению некоторой части специалистов, свидетельствует о том, что Тит, возможно, захватил не изначальную менору, стоявшую на треножнике, а одну из декоративных ламп. Однако верующие иудеи и ныне избегают проходить под аркой Тита, которая символизирует изгнание и сулит гибель.
Читайте также: Римский таран боится археологов
Следы краски уничтожило не только время, но и искусствоведы, которые в 1820-х годах реставрировали арку Тита. В 1999 году специалисты обратили внимание на множество следов удаления грязи, но остатков красочного пигмента так и не обнаружили. И тогда доктор Фришер поспособствовал использованию новейших технологий, в частности, оптической спектроскопии, в деле изучения этого непростого вопроса. Суперсовременные технологии уже успели положительно зарекомендовать себя в подобных исследованиях. В результате остатки красящегося вещества найдены. А это меняет наше представление о белом цвете античного искусства.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"