Перед археологами стоит множество проблем — мало найти какой-либо артефакт, надо еще суметь его сохранить. Как, например, бронзовый корабельный таран, который был установлен на римской триреме во времена Первой Пунической войны. Грозное оружие, благодаря морской воде, сохранялось почти 2300 лет, но как уберечь его в условиях музейного хранения?
В 2008 году на почти семиметровой глубине в полусотне метров от Акваладрона (Acqualadrone в переводе означает "Пиратский залив") на северо-востоке у острова Сицилия было обнаружено основное оружие древнеримской триремы — таран. И бронзовый каркас, и даже деревянный остов сохранилась исключительно благодаря морской воде.
Радиоуглеродный анализ, проведенный в лабораториях Стэнфордского университета (США), показал, что военный корабль затонул около 260 года до нашей эры, получив повреждения в битве при Милах. Во время Первой Пунической войны это морское сражение, победа в котором досталась римлянам, и возвестила о рождении новой морской державы. Пунийцы, или карфагеняне, хотя и были наследниками финикийцев, которые слыли самыми отчаянными мореходами Античности, с треском проиграли это сражение.
Читайте также: Магия древнего Рима и ее разоблачение
Судя по заметке, появившейся в журнале Analytical Chemistry, на ранних этапах исследования специалисты сумели определить состав металла, которой добывался в Испании или на острове Кипр. Состав древесины тщательно изучили в американской SLAC и лаборатории университета итальянского города Палермо.
В качестве материала для деревянной сердцевины послужила сосна, обработанная для водостойкости сосновой смолой. Другие материалы, как дуб или можжевельник, а также такой распространенный в античные времена герметик — пчелиный воск, отчего-то не применялись. Возможно, как давно подозревали историки, по причине слишком большой спешки римляне закладывали свои военные суда даже из непросушенной древесины.
В ходе исследований удалось установить, что в дереве содержится избыток серы, которая превращается в серную кислоту — вещество, способствующее возникновению сильной коррозии. Давно установлено, что серная кислота сопутствует многим поднятым с морского дна артефактам, угрожая их дальнейшей сохранности.
Авторы исследования обращают внимание на то, что железо и медь, проникающие в древесину, способны вызвать химическую реакцию преобразования серы в серную кислоту. Поэтому химики настоятельно рекомендуют уберечь находку от губительного воздействия кислорода.
Говоря о трех пунических войнах, многие современные историки любят приводить высказывание немецкого драматурга Бертольта Брехта: "Великий Карфаген вел три войны. После первой он еще оставался великой державой, после второй он еще существовал, после третьей он был уничтожен". В данном случае речь идет о морском сражении, произошедшем в период Первой Пунической войны (264-241 до нашей эры), которая была первым заморским предприятием римской республики, завершившимся завоеванием Сицилии.
Карфагенским флотом командовал адмирал Ганнибал Гискон (Hannibal Gisco), который со 130 кораблями (флотилия состояла исключительно из пентер — по-нашему пятипалубников, флагманский корабль был гептерой, или септиремой — значит, соответственно шести- и семипалубники) направился на северо-восток Сицилии. И там принял морское сражение у Милы. Римляне под началом консула-плебея Гая Дуилия (Gaius Duilius), которого Полибий называет Гаем Билием, начальником сухопутных войск, сначала захватили карфагенский авангард из 30 судов.
Как заметил российский историк Геннадий Левицкий, "не следует путать этого Ганнибала с героем Второй Пунической войны. Карфагеняне не отличались большой фантазией в выборе имен, потому у них много Ганнибалов и тьма-тьмущая Гасдрубалов". Он же пишет, что "исход битвы, согласно тактике карфагенян, должен решать таранный удар — передняя часть корабля покрывалась железом. Основная цель — проткнуть вражеский корабль острым железным носом. Для подобной задачи и требовалась колоссальная маневренность; отсюда и малое количество воинов, а количество гребцов, напротив, огромное".
Действительно, количество легионеров на судне, без учета гребцов, доходило до 120 человек. На карфагенском трехпалубном корабле находилось всего 10 воинов и 170 гребцов. Экипаж пятипалубного пунийского корабля состоял из 300 гребцов, а воинов насчитывалось не более двадцати.
Ганнибал бросил свой флагман и уплыл в лодке. Основные силы карфагенян маневрировали, старались обломить весла вражеских кораблей и затем совершить таранный удар. Римляне сцеплялись с кораблями противника при помощи воронов и брали их на абордаж.
Читайте также: Африканская контрабанда для Древнего Рима
Если верить Евтропию, то римляне захватили 31 корабль, потопили 14, взяли в плен семь тысяч и уничтожили три тысячи человек. Гай Дуилий первым из римских военачальников удостоился триумфа за морское сражение. При возвращении с пира его до конца дней должны были сопровождать факельщик и флейтист с флейтой или трубач, играющий на трубе.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"