Девять лет назад на берегу Оки, на границе между Тульской и Калужской областями, археологи из Тулы обнаружили хорошо сохранившийся огромный, выдолбленный из сосны древнерусский челн. Артефакт был расколот на две части. В марте-месяце работы по реставрации планируется полностью завершить, после чего находку можно будет увидеть в Новгородском музее.
С весны 2010 года реставрацией уникальной находки занимались по заказу государственного музея-заповедника "Куликово поле" (Тула) сотрудники мастерской по реставрации археологического дерева государственного музея-заповедника. Точную дату выдолбленного в стволе дерева челна определить очень трудно.
"Его датируют X веком. Он узкий и длинный, поэтому мы предполагаем, что это часть от катамарана", — сказала в интервью "Вестям" заведующая мастерской по реставрации археологического дерева Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Лариса Кокуца.
Читайте также: Ладья Вечности всплыла из пирамиды Хеопса
Чтобы разместить два фрагмента судна, длиной 6,7 метра и шириной 70 сантиметров, пришлось снести внутреннюю перегородку реставрационной мастерской. Если экспонат надо повернуть приходится приглашать крепких мужчин. Кропотливая работа реставраторов вернула челну прежний облик. Внутреннюю часть лодки оставили в первозданном виде, а внизу — выровняли поверхность и для крепости стянули полости в деревянной породе мастикой из специального реставрационного клея и древесной муки.
Полностью работы по реставрации древнерусского челна завершатся в марте, но тульским музейщикам пока негде хранить уникальную находку. В течение двух лет артефакт останется в музее Великого Новгорода.
Исконное древнерусское слово челнъ, челонъ (судно, ладья), употребляется с XI века. Челн выдалбливался или выжигался из целого ствола дерева. Этим транспортным средством восточные славяне активно пользовались до конца XV столетия.
Наши предки мертвецов сжигали, воздвигая над ними курганы. С принятием христианства тела покойников стали предавать земле. Крайне редко применяли еще один способ — труп клали в челн или корыто и отправляли вниз по течению реки. Такой челн назывался навь.
Либо от варягов, а может быть, и от чуди в Новгороде познакомились с судном под названием шкоя. Этот тип судна и само слово просуществовали недолго, но от последнего возникло другое более известное слово ушкуй (речное парусно-гребное плоскодонное судно в XIII-XV веках). Ушкуи использовались как военные и торговые суда, но славой своей они обязаны древнерусским речным пиратам ушкуйникам.
Как правило, ушкуи делали из сосны. Киль вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска. Она служила основанием для поясов наружной обшивки.
Походы ушкуйников — новгородской вольницы — начались в конце XIII столетия. Первый крупный поход относится к 1320 году, на период войны Великого Новгорода со шведами. Дружина Луки Варфоломеевича прошла по Северной Двине в Белое море, затем в Северный Ледовитый океан и разорила область Финмарнен, расположенную от южного берега Варангер-Фьорда до района современного норвежского города Тромсё.
Если найденное судно, как предполагают, относится все-таки к Х веку, то следует заметить, что первоначально русские мореходы плавали на лодках, выдолбленных из цельного большого ствола, с набитыми по бортам веслами. Греки Царьграда их называли моноксило и утверждали, что весь флот русов состоял из таких однодревок. Однако у славян и скандинавов в X-XI веках были также килевые и плоскодонные суда, построенные из досок. Что подтвердили археологические раскопки.
Сорок лет назад в Старой Ладоге в археологическом слое начала Х века обнаружили фрагмент борта плоскодонного судна длиной 14,3 метра, состоящий из трех досок, скрепленных шпангоутами. Корабли викингов были еще больше. Однако они были универсальны — их использовали и для речных, и для морских путешествий. А нашим предкам, не часто ходившим в морские походы, гиганты были ни к чему — при речном судоходстве чем меньше судно, тем проще им управлять.
Читайте также: Найдены сокровища потопленного судна
Следует заметить, что археологи прежде не находили на территории России остатков катамаранов. Нет о них и упоминания в источниках. Поэтому тульская находка стала своего рода сенсацией — она поможет пролить свет на самые ранние этапы развития древнерусского судостроения.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"