Найден саркофаг первой поп-звезды

В египетской Долине царей сделано очередное сенсационное открытие. Найдено захоронение женщины, которая, по мнению швейцарских и египетских археологов, не принадлежала к особам королевских кровей, а профессионально занималась пением при храме в Карнаке. Саркофаг с уникальной находкой пока еще не открывали, но отмечается, что он в хорошем состоянии.

Гробница певицы была найдена случайно, сообщает интернет-портал Spiegel-online со ссылкой на руководительницу раскопок Елену Паулине-Гроте (Elena Pauline-Grothe) из Базельского университета. Археолог сказала, что они не собирались искать гробницу, но случайно наткнулись на погребение, которое было раскопано уже около ста лет тому назад. На удивление в нем находился хорошо сохранившийся саркофаг. И это при том, что ему не менее трех тысяч лет, как сказал шеф министерства древностей Египта Мансур Борайк (Mansur Boraik), подтвердивший, что сделана единственная в своем роде находка.

Гробница исполнительницы — единственное захоронение, где покоится женщина, не принадлежавшая к царскому роду правителей Древнего Египта. По словам Борайка, вероятнее всего, обнаруженная гробница относится к периоду XXII династии фараонов, то есть к X-VIII векам до нашей эры.

Читайте также: Кариес, рак, артроз — болезни мумий

По мнению Паулине-Гроте, первоначально гробница предназначалась для кого-то другого, но через 400 лет после строительства она стала местом упокоения для певицы по имени Немес Бастет (Nehmes Bastet). Для кого первоначально строилась гробница, пока не ясно. Только один-единственный австрийский ресурс krone.at указал, что этот саркофаг принадлежал дочери верховного жреца (Hohepriester). Второе имя для ее современников означало, что женщина находилась под покровительством богини Баст или Бастет.

Священным животным древнеегипетской богини радости и веселья была кошка, поэтому Бастет изображали в виде женщины с головой кошки. Музыкальный инструмент — систр. Центром культа богини, расцвет которого относится к XXII династии (или династии Бубастидов), был город Бубастис, основанный в восточной дельте Нила выходцем из Ливии фараоном Шешонком I.

Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, сопровождавшихся пением и плясками. Благодаря "отцу истории" известно, что трупы кошек отвозили в Бубастис, где их бальзамировали и погребали в священных покоях.

"Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 тысяч людей обоего пола, кроме детей".

Древние греки отождествляли Бастет с сестрой Аполлона, богиней Артемидой. Из пересказа сочинения "О животных" византийского писателя V века Тимофея из Газы узнаем, что "кошка (айлур), которую мы обычно называем [ее] римским именем cattus, произошла от союза барсов в Ливии. И, как говорят, самка больше напоминает блудницу и во время совокупления ласкает самца".

Скорее всего, мумия не принадлежит рядовой "певичке", развлекающей гостей в привычной для нас манере и к тому же "храмовой блудницей". До вскрытия саркофага, которое должно состояться в ближайшие дни, точно неизвестно, кем была мумифицированная певица, с легкой руки отдельных щелкоперов, названной "первой представительницей шоу-бизнеса". Впрочем, для всех путающих религиозный пост с оздоровительной диетой, данное определение вполне уместно. Обратимся к специалистам по Древнему Египту.

"В храмовых обрядах участвовало много женщин. У каждого храма были свои певицы, которые пели во время церемоний, потрясая систрами и трещотками. Они жили в семье, их присутствие в храме требовалось только в определенные дни, да и то на несколько часов. И наоборот, те, кого называли хенеретет, постоянно находились в храме: слово хенерет означает одновременно тюрьму и самую закрытую часть дворца. Их предводительница называлась "божественной женой" или "божественной рукой". Высказывалось предположение, что узницы этого божественного гарема были священными куртизанками, как в Библе.

Однако у нас нет доказательств, что подобные священные блудницы существовали в Египте. Правда, некоторые певицы Амона отличались легкостью нравов и посещали порой злачные места, но судить обо всех служительницах бога по единственному примеру, приведенному в одном Туринском папирусе, было бы слишком строго. И это уж никак не доказывает, что храмовые певицы должны были, как женщины Библа в дни празднества Адониса, отдаваться чужеземцам и приносить в храм свои жалкие гроши, заработанные таким способом", — писал известный французский исследователь Пьер Монтэ.

Читайте также: И после смерти египтяне следили за прическами

Во второй половине Нового царства (1550-1070 до нашей эры) из хенеретет составлялись при храме музыкальные ансамбли, в которые, помимо них, входили профессиональные певицы шемаит, музыкантши хесит, танцовщицы ибат. Во главе таких ансамблей стояли великие жрицы — урет хенеретет, как правило очень знатные дамы, супруги высокопоставленных сановников и верховных жрецов.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"