В прессе и интернете периодически появляются сообщения о загадочных животных — волкособаках. Информация, содержащаяся в этих статьях, весьма противоречива. Некоторые авторы описывают волкособак как агрессивных и неуправляемых чудовищ, представляющих огромную опасность для сельских и даже городских жителей. Кто же они на самом деле?
Одни авторы сообщений о волкособаках подчеркивают бесперспективность попыток приручения этих животных и тем более целенаправленного разведения их в неволе в связи с полной неспособностью к обучению. Другие наоборот — всячески восхищаются физическими и интеллектуальными данными волкособак, приводят многочисленные примеры успешного использования их на охоте и в служебно-розыскных мероприятиях, а также при охране государственных границ. И отмечают замечательные способности этих животных к обучению, дисциплинированность и дружелюбное отношение к людям.
Такая противоречивость наводит на мысль о том, что авторы этих статей описывают совершенно разных животных. Предпринятое автором данной статьи углубленное исследование публикаций показало, что в большинстве случаев — так и есть. Действительно, чтобы понять, какая из приведенных выше точек зрения ближе к истине, необходимо ответить на вопрос:
Традиционно волкособаками называли межвидовых гибридов волка обыкновенного (Canis lupus) и домашней собаки (Canis familiaris). Ученые, занимавшиеся исследованием этого вопроса, отмечали, что волкособаки появляются в основном в результате случки самца волка и самки домашней собаки, и очень редко — в обратном случае, поскольку прибежавший во время "волчьих свадеб" в лес кобель уничтожается соперниками-волками безо всякой жалости, тогда как течных сук волки не трогают.
В отличие от мулов или тигрольвов, волкособаки дают потомство, способное к дальнейшему размножению. Это всегда вызывало некоторое недоумение зоологов, поскольку других подобных примеров не наблюдается, и сам факт существования такого гибрида не вписывается в теорию о репродуктивной изоляции видов (согласно которой плодовитого потомства в результате скрещивания разных видов появиться не может).
Однако недавно ученым удалось объяснить этот феномен. Дело в том, что согласно последним исследованиям, домашняя собака и волк не являются разными видами. Скорее, это домашняя и дикая формы одного и того же вида Canis lupus (подобно тому, как дикий осел и домашний — две разные формы одного вида Equus asinus). В связи с этим получается, что волкособака — это результат скрещивания "дикой" формы волка с "домашней". При этом, теоретически сука любой породы способна к подобному скрещиванию (хотя предсказать результат случки волка, например, с болонкой весьма затруднительно), и, следовательно, к производству волкособак. Тем не менее, многих интересует:
В основном, с волками контактируют бездомные собаки (в городах) или "собаки на вольном выпасе" (в селах). В пользу этой гипотезы говорят исследования, отмечающие рост численности волкособак именно в тех местах, где увеличивается число бездомных собак. Из этого следует, что представители элиты служебных, декоративных, а также многих охотничьих пород в производстве волкособак не участвуют, поскольку они редко оказываются "на улице". Мамами волкособак чаще всего становятся дворняжки, а также некоторые охотничьи, пастушьи и ездовые собаки, живущие в основном "сами по себе" (например, лайки). В качестве отцов чаще всего выступают волки, проигравшие битву за самку и оставшиеся без пары. Как правило, это более слабые и трусливые члены стаи, не обладающие лидерскимикачествами.
Однако даже такой "неполноценный" волк все равно легко справляется с любым соперником из собачьего племени. Но, по версии охотников, волкособаки рождаются в результате того, что волчицы выманивают для любовных игр сторожевых псов из лесных деревень. Однако ученым (да и автору), подобная гипотеза представляется маловероятной. Вряд ли сторожевой пес, даже будучи волкодавом, сможет победить в схватке нескольких волков-соперников (а ведь иногда в борьбе за самку волку приходится выдерживать 3-4 поединка). Хотя, возможно, в отдельных случаях, дело обстоит именно так. Однако, как бы это ни произошло, совместно нажитый приплод воспитывается среди волков.
Многим читателям, никогда не видевшим волкособак, наверное, интересно:
Все исследователи отмечают, что волкособаки первого поколения очень похожи на волков, однако более низкорослые, субтильные и могут вертеть головой (волк из-за необычайно развитой шейной мускулатуры не может поворачивать голову и, чтобы оглянуться, вынужден разворачиваться всем телом).
Обычно эти животные имеют темно-серый окрас, кроме того, они более пушистые, чем их лесные собратья. Зоолог Владимир Лобачев, говоря про волкособак, отмечает, что они: "…уже в первом-втором поколении теряют способность лаять, не поддаются никакому приручению. В третьем поколении происходит так называемое расщепление — одни бесповоротно становятся хищниками, другие (их меньшинство) пытаются снова уйти к людям. Волки такой измены не прощают и обычно уничтожают их".
Многие исследователи отмечают, что сочетание волчьей охотничьей хватки и умения выживать с собачьей хитростью, знанием человека и его повадок — все это сделало волкособак самыми опасными животными нашего времени. Однако до сих пор непонятно насколько опасны дикие волкособаки для человека.
Описывая характер волкособак, многие охотники подчеркивают их агрессивность, ум и сообразительность. Охотовед Валерий Павленко говорит, что "эти животные имеют инстинкт волка и собаки. Они агрессивны, хищные, и в то же время не боятся людей. Волкособаки хитрее волков. Это очень опасное животное. В пять лет у них просыпается агрессия. Это может проявиться если не на самом хозяине, то на его жене или детях". Ему вторит его коллега, Николай Ребрик: "…собака кусает, а волки и их смеси — вырывают мясо. Когда на волков делают облаву, местность окружают красными флажками на веревках 40 сантиметров над землей. Волки их боятся и не идут в ту сторону, а волкособака идет напролом". Однако есть и другие отзывы.
Те, кому удавалось заполучить щенка волкособаки и вырастить его, говорили о том, что особой агрессии их питомцы не проявляли, хотя были мстительны и злопамятны (впрочем, подобное свойственно представителям многих охотничьих пород). Из этого следует, что, скорее всего, повышенная агрессивность волкособак — естественная реакция на преследование этих животных людьми.
В отечественной и зарубежной прессе описано много случаев, когда волкособаки безо всяких причин нападали на людей и загрызали их насмерть. Правда, рядом с трупом никогда не удавалось обнаружить виновника происшествия, следы же волкособак неотличимы от следов их домашних сородичей. Почему-то характерным "почерком" волкособак-убийц считается следующая ситуация: горло жертвы перегрызено, но животное есть добычу и не думало (хотя известно, что и домашние собаки, и волки в ряде случаев поступают точно так же). С учетом этого можно утверждать, что достоверно доказать виновность волкособак в гибели людей ни разу не удалось.
Многие, кого интересует проблема волкособак, задаются вопросом:
Те, кто держал волкособак дома, отмечают их поразительную способность к обучению, но в то же время говорят о том, что волкособака никогда не будет делать того, чего не хочет. Иначе говоря, беспрекословного подчинения от нее не добиться. Это сразу же ставит жирный крест на использовании волкособак в качестве служебных — ведь служебным собакам часто приходиться выполнять команду вопреки собственному желанию. Как охотники они тоже не хороши, поскольку жертву не облаивают, а подстреленную добычу, вместо того чтобы принесли охотнику, стараются незаметно спрятать. И сторожить дом волкособак не заставить — они очень подвижны и не могут долго находиться взаперти или сидеть на цепи.
Так что, похоже, действительно, использование волкособак в хозяйстве не представляется целесообразным. Но почему же некоторые утверждают, что волкособаки проявляют уникальные способности в поисково-розыскной работе и охране границ? Все дело в том, что здесь речь идет не о диких волкособаках, а о породах, выведенных на их основе.
Выведение любой породы собак — долгий и трудоемкий процесс. Создатель саарлоос вольфхонда (саарлооская волчья собака) Линдерт Саарлоос потратил на это около сорока лет. Первые гибриды волкособак оказались неудачными. Но Сарлос настойчиво продолжал работу, ведя последовательный отбор, и результаты оказались успешными — порода была признана Голландским клубом собаководства. Не меньше времени пришлось потратить чешским и итальянским кинологам, создателям пород влчак и лупа итальяно.
Все кинологи, работавшие с волкособаками, осуществляли жесткий отбор на пониженную агрессивность и способность к безоговорочному подчинению. Однако даже при таком подходе у представителей всех вышеуказанных пород не удалось изжить волчьего своеволия. Недаром специалисты отмечают, что собаки "волчьих" пород обладают более тонкой и ранимой психикой, легко травмируются в результате испуга или обиды, поэтому плохо переносят штампованную дрессировку, требуют индивидуального подхода и очень продуманной социализации (в Италии, например, этих собак разводят только в ведомственных питомниках и не продают частным лицам).
Совершенно очевидно, что при таких качествах вряд ли возможно массовое разведение и использование подобных животных, это слишком дорого и трудоемко. Видимо именно поэтому, в свое время в СССР отказались от выведения отечественной "волчьей" породы, хотя в 60-х и 70-х годах несколько раз проводились эксперименты по скрещиванию волков с собаками различных пород.
Итак, как видно из вышесказанного, волкособаки вовсе не чудовища, но и друзьями человека их тоже назвать сложно. Скорее, они, как и другие дикие животные, наши соседи на этой планете. И нам следует относиться к ним, как и к другим соседям, не со страхом и ненавистью, а с уважением и любовью.